Интерес к Бикмосеевскому напитку
История развития предпринимателя Раиля Тимергазина берет начало в 2011 году. Тогда им было открыто первое предприятие на территории Бикмосеевского сельсовета – цех по розливу лимонада в стекле, соответствующего советским ГОСТам. Сейчас он так же продолжает функционировать, но эта продукция поставляется лишь на местный рынок Пензенской области.
Как все начиналось
В 2015 году для Раиля Камильевича состоялась значимая встреча со знакомым технологом, который на тот момент занимался розливом напитков с кусочками алоэ. Он и предложил эту идею для бизнеса. Далее обсудили вопросы и дальнейший ход развития. Первым этапом необходимо было сделать анализ родниковой воды, которая отлично подошла по всем показателям.
Следующий шаг – определить место. Так как производственная площадь первого цеха оказалась недостаточной, то было принято решение о возведении нового на территории бывшего колхоза «Искра». В 2017 году начали строительство и монтаж оборудования и лишь спустя год получили первую бутылку напитка. Вначале отгрузка готовой продукции составляла объем одной фуры (в среднем 10-12 тонн).
В нашей стране рынок по производству подобных напитков не загружен, так как существует лишь пара заводов с полным циклом технологии, остальные продавцы являются лишь экспортерами корейской продукции. ИП Тимергазин владеет как раз таким полным циклом – от подготовки бутылки до купажа. Это является его главным преимуществом.
Процесс изготовления данного напитка очень сложный, поэтому производители, столкнувшись с первыми трудностями, бросают эту затею и берутся за что-то более простое. Так как розлив необходимо осуществлять при температуре бутылки 90 градусов, а ПЭТ (термопластик), как известно, сворачивается уже при 50, уроженцем села Бикмосеевка была разработана собственная технология выдува бутылки, которая помогает достигать температуры ее сворачивания до 100 градусов. Подобное импортное оборудование стоит порядка 1 млн. долларов, а ему удалось создать новую технологию и значительно снизить затраты.
В 2018 году Раиль Камильевич впервые принял участие на CNR Food Istanbul – международной выставке продуктов питания, напитков, переработки пищевых продуктов, хранения, систем охлаждения, логистики и оборудования для магазинов. Экспоненты из 170 стран встретились в Турции, где впервые Неверкинской продукцией заинтересовались заграничные покупатели. Основными потребителями такого напитка являются жители Канады и Южной Америки, но чтобы сотрудничать с этими странами необходимо производство для загрузки 30 фур в неделю. К сожалению, изготовление такого количества, местный предприниматель обеспечить не может.
В 2020 году объем готовой продукции достиг отгрузки 15 фур ежемесячно. Тогда же начались первые поставки в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Абхазия. В 2021 году заключили сотрудничество с Арменией и Грузией.
Настоящее время
Текущий год для Раиля Тимергазина начался с участия на международной выставке продуктов питания и напитков «Продэкспо-2022». Многие зарубежные страны и отечественные сетевые магазины проявили интерес к данному напитку и открыты для сотрудничества. В настоящее время ведутся переговоры с Монголией и Белоруссией. На рассмотрении находится вопрос о представителе продукции в Турции.
У «сетевиков» есть система аудита, согласно которой, специалисты приезжают на неделю и живут на предприятии, проверяя качество продукции. Помимо этого, обязательным условием для сотрудничества является запас на складе в количестве 20% от заказа. Такие объемы обеспечить пока невозможно, но в перспективе возможность все-таки выйти на этот уровень и начать сотрудничать с крупными заказчиками.
К сожалению, многим покупателям приходится отказывать в связи с недостаточными производственными мощностями. Но стоит отметить, что на всех автозаправочных станциях сетей «Лукойл» и «Роснефть» по всей стране в продаже представлены напитки Бикмосеевского розлива.
На предприятии разработана среднесрочная программа на ближайшие 5 лет, которая позволит достичь производства продукции в объеме 2-3 фуры в день, ведь есть реальная возможность для сбыта.
В настоящее время здесь создано 15 постоянных рабочих мест, в сезон (апрель-ноябрь), их количество увеличивается до 25. В связи с будущим расширением производства, планируется введение дополнительных смен и рабочих мест, тем самым здесь будет занято порядка 50 человек. Это значительный вклад для районного рынка труда.
«На данный момент серьезных проблем не возникает. С районной и сельской администрацией постоянно сотрудничаем, стараемся решать оперативно и совместно любые вопросы. В прошлом году с их стороны оказана помощь в приобретении и установке новой электрической станции и подключении газа. Благодаря программе был произведен ремонт дороги протяженностью 3 километра на сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. Сейчас здесь обеспечена транспортная доступность, тем самым может проехать любой большегрузный автомобиль. Но и мы в свою очередь не отказываем в просьбах, стараемся помогать тем, что в наших силах, например, очистка снега на территории сельсовета», – рассказывает Раиль Тимергазин.
Планы на будущее
На этот год планируются серьезные инвестиции (порядка 15 млн. рублей) для строительства дополнительного цеха площадью 1500 квадратных метров. Это необходимо в связи с расширением ассортимента: изготовления энергетических напитков, розлив натурального кофе в стаканы. Основным направлением неизменно останется производство напитков «Алоэ» и именно на нем аккумулируются все силы.
В течение двух месяцев ожидается поставка из Китая новой полностью автоматизированной линии. С одной стороны будут подаваться пустые бутылки, а на выходе уже наполненная, упакованная, закрытая, готовая продукция. Это приобретение необходимо для увеличения объемов производства. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, нет возможности лично проконтролировать сборку, как это было до пандемии. Сейчас это происходит лишь по видео связи.
Большим преимуществом является территориальное расположение производства. Оно оказалось очень удачным в том плане, что прямые поставки налажены с равноудаленными крупными городами, такими как Пенза, Саратов, Самара, Ульяновск. В этом году Раиль Камильевич планирует закупить несколько автомобилей «ГАЗ» и наладить логистику с этими городами. А также сделать автостоянку для иногородних большегрузов для их комфортного пребывания здесь.
За все время функционирования данного производства вложено более 60 млн. рублей, а сколько вложено сил и труда не сосчитать. С займами и кредитами предприниматель пока не сталкивался и не хочет обременять себя ими: «Крупные заводы в погоне за количественными показателями теряют качество. Мы же работаем именно на качество, тем самым, обеспечивая потребителя хорошим напитком. Наш продукт востребован и мы не можем понизить планку даже ради выгоды» – говорит Раиль Камильевич.
– Как опытный предприниматель, что вы хотели бы пожелать еще только начинающим свое дело?
– В качестве напутствия хочу сказать: не опускайте руки, не останавливайтесь, кто бы что вам не говорил. Я начинал строить первый цех по производству лимонада на пустыре и многие говорили, что у меня ничего не получится. Когда я сказал, что за моей продукцией будут ездить огромные фуры, надо мной в открытую смеялись и крутили пальцем у виска. Стоит ли говорить, что сейчас все эти люди, которые не верили в меня и мое производство уже ничему не удивляются. Как говорится, дальше – больше.
P.S. Во время нашей беседы, Раиль Камильевич постоянно отвлекался на звонки от заказчиков и поставщиков, оперативно решал вопросы. На складе параллельно загружали готовую продукцию в фуру, прибывшую из Абхазии. Можно сказать, мы застали рабочий процесс во всех его красках.