Архитектура единства. Когда здания говорят громче слов
Архитектура – это застывшая история. Чтобы прочесть летопись народов Пензенского края, недостаточно смотреть на фасады сегодняшнего дня. Нужно заглянуть вглубь, в культурный слой, где лежат артефакты древних городов и планировка старинных сел. И первыми, кого мы там встречаем, оказываются представители коренного мордовского народа, чья культура веками впитывала влияния соседей, создавая уникальную основу для нашего «Единого народа».
Фундамент: город Мохши, где культуры переплелись в камне
Средневековый город Мохши (современный Наровчат) был плавильным котлом народов и верований. Его жители, представители коренного мордовского населения, занимались ремеслами, плели лапти и обрабатывали землю. Но отличительной чертой города стало каменное и кирпичное строительство, пришедшее вместе с новой, мусульманской культурой.
Археологи обнаружили здесь целый производственный комплекс по изготовлению кирпича. Из местного материала строили не просто дома, а сооружения разного назначения: чайхану, караван-сарай, бани и, что особенно важно, мавзолеи.

На южной окраине Наровчата до сих пор находится культово-мемориальный комплекс «Мизгить». Специалистами была обследована группа из пяти мусульманских мавзолеев, в которых была захоронена городская знать.
«Особое внимание привлекает Мавзолей №1 – единственный в Золотой Орде со столь сложной планировкой, вероятно, служил усыпальницей для местной знати. При этом погребальный обряд в нем, по мнению исследователей, указывает на зороастрийские корни – наследие еще более древних культурных влияний», - объяснил заведующий отделом археологических исследований Пензенского государственного краеведческого музея Ариэль Соболь.

А в центре города, рядом с караван-сараем, очевидно, функционировала и мечеть, чьи резные известняковые блоки с геометрическим орнаментом были найдены в XIX веке.
Но вот что поражает: прямо на южной окраине города находился мордовский могильник Старая Сотня. Здесь хоронили по древним языческим традициям мордвы-мокши: женщин в скорченном положении, мужчин – вытянуто на спине.
Память: нить, связующая прошлое и настоящее
Эта историческая многослойность – не застывший факт из учебника. Она живет и сегодня, в планировке старинных сел, в самой географии Пензенской области. Села Городищенского, Белинского, Каменского, Неверкинского, Никольского районов – каждое хранит свою часть общего культурного кода.
Так, в Белинском районе находится село, которое стало мостом, соединившим это богатое прошлое с ярким, живым настоящим.
Возрождение: Даньшино как символ единства в действии

«Любить свою родину значит – пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», - цитирует своего земляка-критика Виссариона Белинского предприниматель Николай Пиксин. Эти слова стали для него руководством к действию.
Его родное мордовское село Даньшино в 2000-х было на грани исчезновения.

«Нельзя было допустить, чтобы вместе с селом на этом кусочке Пензенской земли умерла и мордовская культура, а вместе с ней и мудрость поколений», - говорит Николай Николаевич.
В 2010 году он вложил все свои средства в возрождение Даньшино. Главная улица «Луговая - Луга Веля» превратилась в сказочный городок, где ежегодно проходят всероссийские фестивали «Даньшино Фест» и «Даньшино Фэшн». Это место, где народная мордовская песня звучит наравне с иностранными хитами, а городские туристы открывают для себя красоту российской глубинки.
«Проект «Даньшино» имеет несколько важных для меня смыслов, - делится Николай Пиксин. - Это, прежде всего, мордовский народ, бережно хранящий свои традиции; это про мордовское гостеприимство, где рады всем людям разных возрастов и национальностей; это про новый образ села, и это про туристов и молодежь, которые, выбирая это село сердцем, находят в России места, где можно прикоснуться к великой силе предков».

Так из чего же складывается архитектура единства? Ее фундамент – это культурные слои Мохши, где мордовские могильники соседствуют с мусульманскими мавзолеями. Ее стены – это православные храмы и татарские дома, веками смотрящие друг на друга через улицу. А ее живая, трепещущая душа – это такие места, как Даньшино, где память о прошлом не просто хранится, а становится творческой силой, объединяющей людей здесь и сейчас.

Эти здания веками смотрят друг на друга. И стоят. Не мешая, а поддерживая небесную линию этого места.
И когда вечером над селом выстраивается та самая линия, кажется, что все эти голоса истории: мордовские, татарские, русские – сливаются в один гармоничный хор. Хор, который поет песню нашего Единого народа.









