Поделись со мной тревогой
Помощь и детям и родителям
Ходит ребёнок исправно в школу, возвращается вовремя, плохого не делает. И всё вроде бы как надо. И вдруг однокласснице, которой доверяет, пишет записку: "Меня никто не понимает, не хочу жить". Девочка передала её учителю.
К работе с учащимся быстро подключились специалисты базового психолого-педагогического кабинета. Скажем сразу, сейчас со школьником всё в порядке. Но тогда той запиской он всем прокричал: "Мне плохо!" Оказалось, обычная семья, но взрослые заняты своими отношениями. Внешне благополучный ребёнок чувствовал себя крайне одиноким.
Базовый психолого-педагогический кабинет в Каменском районе появился больше года назад. Его специалисты призваны помогать детям и родителям в обучении и социальной адаптации, оказывать методическую поддержку учителям и школьным психологам. На заседании психолого-медико-педагогической комиссии нуждающимся ребятам прописывается так называемый дальнейший образовательный маршрут. Он подразумевает помощь психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. Часто это необходимо детям гиперактивным, с задержкой психического развития, больным аутизмом и др. Маршрут, разработанный специалистами, является рекомендацией родителям, а дальше их право, в какой мере ему следовать.
В прошлом году образовательные маршруты были прописаны тридцати восьми ребятам. В их числе и те, кому требовались послабления в освоении школьной программы, а потом, во избежание стрессов, при сдаче экзаменов.
Скрывать нет смысла
Однако от сомнений и вопросов не застрахован никто - ни отличник, ни более слабый его одноклассник. Психологи не устают повторять родителям и учителям: надо быть внимательными к детям и уметь увидеть проблему в её зачаточном состоянии, не скрывать её. Тогда легче помочь.
В принципе дети сами неплохо идут на контакт с психологами, нередко звонят и приходят с тем, что на душе, в психолого-педагогический кабинет. Но когда неприятные ситуации заходят далеко, подростки не склонны внимать советам взрослых, делиться своими переживаниями. Как пример педагог-психолог Н.Н.Яковлева приводит случаи "погружения" в Интернет.
Поначалу родители не видят ничего плохого в том, что чадо не стремится на улицу, а сидит дома, за компьютером. И только когда такое времяпре-провождение приобретает патологическую форму, начинают бить тревогу.
-Запускают ситуацию, и справиться с ней гораздо сложнее, может понадобиться помощь психиатра, - говорит Наталья Николаевна. - Такие дети вроде бы адекватно реагируют на общение с психологом, но потом продолжают "свою" жизнь в Интернете. И тут надо мобилизоваться вокруг всем взрослым, особенно в семье. Находиться постоянно рядом с ребёнком, должно быть живое общение с ним.
Специалисты стараются тактично поговорить, выяснить в чём суть претензий у подростка к окружающему миру, обсудить проблему и найти выход. Не хочет идти в школу, испортились отношения с одноклассниками, изменилось настроение, сильное переживание из-за первой любви... Всё это могут увидеть учитель в школе, родители дома.
-Прижмите ребёнка к себе, скажите, как он вам дорог, как переживаете за него. И он всегда расскажет, почему ему плохо, - убеждена Н.Н.Яковлева.
В своей работе с ребятами психологи используют различные методики. И часто вывод один: детям не хватает участия в их жизни взрослых, их понимания и любви, того, чтобы их слышали. Когда ребёнок приходит из школы, не спешите на него нападать: "Что ты сегодня получил?" Лучше скажите, как вы ему рады и соскучились.
Не путать с психиатром!
Было время, когда из-за экономических соображений психологов в школах сокращали. Теперь возвращают, и пока они есть не везде.
В каменской средней школе №1 психолог работал, когда существовали классы компенсированного и коррекционного обучения. После того, как их закрыли, посчитали, что необходимость в специалисте отпала.
Но вот последние четыре года он здесь есть.
-Уверена, мы в школах очень нужны, - считает педагог-психолог школы №1 А.Г. Палицина. - Поколение сейчас иное, особенное, и подход к детям нужен другой. Все уверены, что понимают их, но это не так. И это одна из главных проблем.
И сегодня, в век насыщенности информацией, эти специалисты сталкиваются с тем, что не все родители и даже учителя понимают их назначение, приписывают им функции психиатра.
-Психиатр работает с больной душой, - Алёне Георгиевне приходится объяснять в таких случаях. - Мы же помогаем душе здоровой. Задача психолога - не дать совет, а помочь человеку найти путь: может быть, он видит не все варианты возможного. Часто достаточно проговорить ситуацию.
Диагностическое, коррекционное, экспертное, просветительское - всё это направления деятельности педагога-психолога. За сухими определениями живая работа по выстраиванию доверительных отношений с учащимися. Алёна Георгиевна точно знает - дети не равнодушны, они хотят всё знать про себя: "Почему мама меня не любит? Почему я ненавижу людей?.." - но им трудно формировать своё представление о чём-либо.
-Начинаем разбираться, - рассказывает А.Г.Палицина. - «Что в твоей жизни хорошее? А что не так?» И ребёнок всё проговаривает. «Хорошего больше, вот видишь». Он начинает понимать, что раньше просто не знал, как думать, как сказать и что на всё можно смотреть с другой стороны. Ошибка взрослых в том, что не учат детей говорить.
Специалисты признают: современные дети гиперактивны и школа к ним не готова. Каждый ребёнок - это целый мир, который надо изучить и которому нельзя навредить. Успешные психологические практики здесь будут как нельзя кстати.