Лица пензенской науки: кто совершает открытия и создает инновации
В завершении Года науки и технологий мы запускаем проект «Лица пензенской науки», в котором расскажем о тех, кто сегодня прославляет регион в научной сфере.
Первый герой нашей рубрики – Валентин Эливич Олейников, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой «Терапия» Пензенского государственного университета (ПГУ).
Профессор Олейников и его научно-педагогическая школа разрабатывают несколько передовых научных направлений. Например, ученые ведут исследования, связанные с жесткостью артериальной стенки.
«Это исключительно важная тема, так как наиболее распространенные болезни начинаются с того, что повреждается внутренняя стенка сосудов. С возрастом она просто меняется (так называемое сосудистое старение). Когда в измененном сосудистом русле формируются тромбы, развиваются инфаркты, инсульты и это ведет либо к быстрой гибели больного, либо к развитию серьезных осложнений», – отмечает профессор Олейников.
Второе направление, над которым ведется работа, связано с нарушениями сердечного ритма.
«С этого начинался мой путь в науку, аритмиям посвящены кандидатская и докторская диссертации. Важнейшая, ключевая проблема. С появлением антибиотиков инфекционные заболевания как причина массовой смертности отошли на второй план. Сегодня первое место занимает внезапная смерть, которая обусловлена жизнеопасной аритмией, и эта проблема далека от своего оптимального решения. Кроме того, есть тяжелое состояние, довольно хорошо изученное, и нами в том числе, коррекция которого ранее встречала серьезные затруднения. Я имею в виду сердечную недостаточность. Буквально за несколько лет в ее лечении произошли революционные перемены, и эффективное лечение позволяет обеспечить больным качественный уровень жизни весьма продолжительное время», – добавляет Валентин Олейников.
Все перечисленные проблемы, как говорит представитель медицинской науки ПГУ, – это реки, вытекающие из одного огромного моря, которое называется острый коронарный синдром, или инфаркт миокарда. По каждому из перечисленных направлений на кафедре пишутся кандидатские диссертации. «Стараемся глубоко погружать в исследования диссертантов, иначе они не могли бы писать статьи, которые публикуются в ведущих журналах. К слову, недавно нашу статью опубликовал очень авторитетный швейцарский журнал, и мы получили положительную рецензию из английского журнала. Оба журнала имеют высокий рейтинг. Кстати, сейчас и коллеги из-за рубежа хотят подключиться к нашим исследованиям. Результаты наших работ вызывают интерес на международных конгрессах. Работа по грантам позволила преподавателям кафедры доложить их результаты на европейских форумах в Барселоне, Париже, Милане, Риме, Афинах, Праге», – комментирует Валентин Эливич.
На вопрос, что вас стимулирует к научному поиску, профессор Олейников отвечает, что для него основная мотивация – это стремление выявить взаимосвязи и предсказать дальнейшее развитие в направлениях научной деятельности. «По натуре я человек довольно любознательный. Мне интересно понять механизмы, определяющие разный характер течения и разные последствия заболевания у индивидуумов. Тогда можно искать пути предотвращения индивидуальных негативных сценариев, то, что получило название «персонифицированная медицина». Настоящее научное исследование начинается не тогда, когда уже что-то сделано, а когда возникает новая научная проблема. Научный поиск – это нередко открытия! Некоторые вещи мы придумали одними из первых», – рассказывает Олейников.
Валентин Эливич Олейников вошел в число лучших преподавателей вузов России, став победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы», где отмечен в номинации «За подготовку научных и педагогических кадров». Для многих молодых ученых личный пример профессора является лучшей мотивацией на пути в большую науку. «Я вырос в семье людей, которые достаточно длительное время занимались педагогической деятельностью. Наверное, отчасти педагогика у меня в крови. Я определил для себя золотой принцип: если ты поделился знаниями, то тем самым простимулировал самого себя на стремление к новому уровню понимания проблемы. Нужно стремиться к тому, чтобы оставаться на шаг впереди своих учеников», – говорит ученый и педагог.