Вадинец Геннадий Гришин изобрёл и смастерил новый трактор
Невероятное, но очевидное
Геннадий Геннадьевич сконструировал самодельную сельскохозяйственную машину – не какую-то мини-самоделку с карбюраторным моторчиком в несколько лошадиных сил, а большой пропашной трактор с 240-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-238.
Этот силовой агрегат передаёт тяговое усиление на коробку перемены передач. Она взята вместе со сцеплением от автомобиля КАМАЗ. Рама и задний мост – от трактора Т-150К. На него установлены колёса от трактора К-700. Передний мост позаимствован у КАМАЗа, а колёса – от Т-150К. Кабина – ЮМЗовская. Топливный бак сварен собственноручно и т. д.
Те читатели, кто хоть немного причастны к технике, непременно поймут, что соединить все перечисленные агрегаты и узлы от различных видов машин – дело непростое. Трудности и сложности заключаются не только в том, чтобы разместить и закрепить их на раме, а главное – в том, как собрать их в единый работоспособный комплекс, чтобы они функционировали слаженно. Надо иметь в виду, что трактор изготовить намного труднее и сложнее, чем автомобиль. Потому что он для приведения в действие прицепных и навесных орудий оборудуется гидравлической системой, а также валом отбора мощности.
Надо сказать, что при создании хорошего во всех отношениях трактора Г. Гришину удалось решить все задачи: по сборке, а также дизайну. Правда потребовалось не только вспомнить, чему учили в Беднодемьяновсом сельскохозяйственном техникуме, который он окончил, но и основательно поработать по этим темам на просторах интернета. Результат хороший. Техника получилась не только работоспособной, но и выглядит красиво и современно. Ей легко управлять. В этом убедилась даже дочка Г. Г. Гришина Оксана – студентка Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Две верных подруги – любовь и нужда
На работу по созданию трактора Гришина сподвигли не только любовь к хлеборобской, самой благородной профессии и конструкторские способности. Всё это Геннадий перенял у своего отца Геннадия Ильича, который всю жизнь проработал механизатором. Долгие годы он входил в состав звена по возделыванию сахарной свёклы и кукурузы в Скуратовском отделении колхоза имени Мичурина. Коллектив из 4-х человек, старшим в котором был И. А. Уланов, работал успешно и гремел на всю область.
Надо сказать, что Геннадий, прежде, чем построить трактор, преуспел в изготовлении большого числа навесных орудий. В частности, он сделал самодельную фрезу для рыхления почвы, сенокосилку, для которой от серийной взял только сегментный нож и полотно. Кроме этого, ему пришлось усовершенствовать плуги, культиваторы, сеялки и другие прицепные орудия.
При этом надо констатировать, что в подруги к любви «навязалась» нужда. Именно из-за нужды, обусловленной большим физическим и моральным износом техники, отсутствием запчастей и их дороговизной, Геннадий Геннадьевич Гришин и занимается реставрационно-реанимационными работами. Не одна любовь к творчеству виновата в том, что он принялся и за конструирование трактора. Этим фермер озаботился сразу после создания КФХ «Гришина Н. В.», в 2012 году. Для работы на земле нужен был трактор, но на новый денег требовалось столько, сколько не заработаешь лет за 10. Так что на самом деле получается, что любовь и нужда являются в данной ситуации верными подругами и движущей силой.
Жаль, что таких не берут в министры
Г. Г. Гришин имеет не только способности инженера и конструктора. Он зарекомендовал себя ещё и хорошим организатором производства. После окончания в 1986 году техникума молодой специалист начал свой трудовой путь в Вадинской «Сельхозхимии». Эту организацию в народе называли просто химцентром.
Он руководил пунктом технического обслуживания тракторного парка, который состоял из многих десятков машин, главным образом, энергонасыщенных – К-700 и Т-150. Был механиком. А после развала организации и создания на её базе АТП работал в ней главным инженером, а затем и руководителем. В течение довольно продолжительного времени предприятие, кроме автобусного парка, содержало ещё и подсобное хозяйство, по возделыванию зерновых культур. Гришин не чурался никакой работы и во время весеннего сева и жатвы садился за рычаги трактора, штурвал комбайна или руль автомобиля. И, стало быть, он не понаслышке знает все достоинства и недостатки техники и что надо в ней изменить.
Жаль, что таких работников в тракторной промышленности в настоящее время, видимо, нет. Иначе чем объяснить то бедственное положение, в котором она оказалась? Большинство заводов закрыты. Производство техники многократно сократилось. В 2015 году, например, в России произведено 6,3 тысячи тракторов. Вместе с так называемыми «отвёрточными» теми, которые собраны по лицензиям из комплектующих зарубежных фирм. Выпуск чисто отечественных в разные годы колеблется в пределах 10% от общего количества произведённых в стране. Тогда как один только белорусский завод МТЗ в 2005 году выпустил 42 158 единиц, из которых 85% были экспортированы за рубеж в 60 странах мира.
В 2007 году МТЗ изготовил более 60 000 тракторов. Хорошо хоть то, что три четверти объёма рынка России занимают как раз изделия «МТЗ», а не дорогущие «Джон Диры», «Клаасы» и др. Отечественных же новых тракторов сейчас не увидишь. По крайней мере в Вадинском районе их нет.
Вместе с тем сельхозпредприятия (те, которые в состоянии) пополняют свой парк сеялок, культиваторов опрыскивателей и др. прицепных орудий тоже только за счёт зарубежных изделий.
Поэтому, работай такой человек как Г. Г. Гришин в промышленности, выпускающей сельхозтехнику, он мог бы наладить и производство хороших прицепных машин…
И тогда, возможно, Россия заполонила бы мир своими изделиями, в частности, сельскохозяйственными машинами.
Налоговая база и продовольственная безопасность
По итогам 2016 года КФХ «Гришина Н. В.» получило сравнительно хорошую урожайность. Озимые, в частности, дали по 20 центнеров с гектара на круг. Хозяйство уплатило в бюджеты налогов на прибыль в сумме более 30 000 рублей. 23 000 рублей перечислено в виде взносов в Пенсионный фонд. Вместе с тем уплачено 30 000 рублей земельного налога. Надо сказать, что КФХ занимается растениеводством на площадях владельцев паевой земли. Арендуется более трёх десятков паёв. Кроме того, пайщикам в качестве арендной платы выделяется зерно.
В свою очередь, для ведения хозяйства фермер пользуется субсидиями, выделяемыми государством. В прошлом году в виде так называемой несвязанной поддержки получено 32 000 рублей. Но хватило их лишь на приобретение одной тонны дизельного топлива, которого в расчёте на один гектар обрабатываемой пашни пришлось примерно 4 литра. Таким образом, в деньгах получилось в пределах 130 рублей. Тогда как всего за год расходуется 10 тонн солярки. То есть в 10 раз больше.
Надо сказать, что Государственная поддержка в сельском хозяйстве осуществляется практически во всех странах. Главным при этом являются соображения обеспечения продовольственной безопасности, а также предупреждение явления избыточной миграции сельского населения в города. Государства субсидируют аграрный сектор за счёт бюджета.
Основными видами господдержки являются субсидии, кредитование, развитие сельской инфраструктуры, охрана окружающей среды и т. д. Система господдержки позволяет, например, североамериканским фермерам получать высокие доходы и обеспечивать искусственно созданную конкурентоспособность.
Американские фермеры в виде субсидий получают по 85 долларов в расчёте на 1 гектар сельхозугодий. В некоторых других странах – значительно больше. В России из бюджета выделяется менее 10 долларов в расчёте на 1 гектар засеваемой пашни. Но эти деньги доходят не до всех, в том числе не до таких КФХ, как «Гришина Н. В.», которое в 2016 году получило в перерасчёте на рубли меньше в четыре с половиной раза. «Львиная доля» досталась крупным предприятиям, так называемым Агрохолдингам.
При этом сам собой напрашивается вывод о том, что государство, внося малый вклад в финансирование небольших сельхозпроизводителей, не особо утруждает себя заботой об реализации произведённой продукции. Нет «стимула»? Поэтому в годы рекордных урожаев. Как, например, в 2016 году российские фермеры в результате переизбытка зерна и снижения цен на него (предложение больше спроса) не получают большого выигрыша.
В США же во время сильного падения цен государство закупает продукцию по залоговым ценам, а если ситуация на рынке стабилизируется, то фермеры могут забирать зерно и реализовывать более выгодно для себя.
В работе и заботе целый год
С учётом того, что российские фермеры работают на очень старой технике (комбайны в КФХ «Гришина Н. В.», например, изготовлены заводами ещё в советские времена, то есть более четверти века назад), им приходится трудиться, не покладая рук, не зная покоя, в течение всего года.
В тёплую пору, естественно, они работают на полях. А после окончания уборочных работ, сева озимых и подъёма зяби начинается подготовка к новому сезону. Осуществляется восстановление техники. Прошедшей зимой Г. Г. Гришин, кроме прочих машин, много времени провёл с ремонтом самодельного трактора. Потребовалось сделать капитальную ревизию двигателю, для чего разработан агрегат, расточить коленчатый вал, заменить на новую поршневую группу, состоящую из 8 гильз и поршней. Оказалось, что прежние собственники (двигатель был установлен на большегрузной автомашине КРАЗ) при ремонте «навтыкали» в него поршней разных размеров и видов. По самым скромным подсчётам на восстановление работоспособности только одного двигателя ЯМЗ-238 ушло не менее 50 000 рублей. Хорошо ещё, что ремонт делается своими руками, а то бы вышло намного дороже.
Среди других видов работ по подготовке к весеннему севу осуществлена заготовка минеральных удобрений. Их закуплено 10 тонн на сумму 130 000 рублей. Подготовлены семена яровых культур: примерно на 100 гектаров. Кстати, осенью столько же было посеяно озимой пшеницы.
Г. Г. Гришин, готовясь к выезду в поле, надеется, что основной объём работ удастся выполнить с помощью самодельного трактора. Он хорошо показал себя в предыдущие 4 года эксплуатации.