О реализации проекта «500+» в Тамалинском районе
В рамках реализации национального проекта «Образование» в Тамалинском районе состоялся семинар-совещание по реализации проекта «500+». Чтобы узнать подробности, наш корреспондент взял интервью у ведущего специалиста отдела образования Марины Потаповой.
Марина Константиновна, что это за проект, какова его цель?
- «Важен каждый ученик» - под таким лозунгом Министерство просвещения РФ в 2020 году запустило этот проект. Он призван усилить работу по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении. Такая практика является признанным инструментом помощи школам во всём мире. Став частью федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.
Скажите, кто относится к ШНОР?
- В список школ с низкими образовательными результатами (ШНОР) в соответствии с приказами Министерства образования Пензенской области включаются школы, в которых не менее 30% обучающихся получили по каким-то предметам отметку «2» на Всероссийских проверочных работах (ВПР) или не преодолели минимальный порог на ЕГЭ /ОГЭ в первую волну.
Кто принял участие в столь серьёзном и актуальном на сегодня мероприятии районного масштаба?
- В семинаре-совещании приняли участие управленческие команды школ-участников федеральных проектов «500+» 2021 и 2022 гг., регионального проекта «Равенство образовательных возможностей» 2022 г., проекта «ШНОР муниципального уровня», руководители районных методобъединений педагогов-предметников, кураторы и координаторы проектов. Представители школ-участников данных проектов рассказали за круглым столом об определении рисковых профилей и путей их преодоления.
Так, директор школы с. Ульяновка А.А. Цыбяков поделился опытом работы в рамках данного проекта, особенностями разработки концептуальных документов, определения рисковых профилей школы, отметил совместную работу завуча Ю.Г. Сарычевой и куратора Н.Н. Прозоровой. Рассказал о выборе педколлективом рисковых профилей, активизации методической работы. Т.В. Ловырёва из Вишнёвской школы с сожалением констатировала тот факт, что в сельских школах отсутствуют высококвалифицированные специалисты-психологи, логопеды, которые помогли бы решить проблему рискового профиля.
Директор Волчевражской школы Е.В. Ильёв отметил все сложности, стоящие перед школой, как участницей регионального проекта «Равенство образовательных возможностей», выразил надежду на помощь и поддержку со стороны зам.директора по воспитательной работе Ульяновской школы.
В.В. Цаплин, директор основной школы с. Малая Сергиевка, предложил вниманию присутствующих комплекс реальных мероприятий по внедрению в практику эффективных методов повышения качества образования, который разработан на основе практического опыта педагогов.
Директор Тамалинской школы И.С. Сорокина подчеркнула высокий статус их учебного заведения, как площадки для подготовки победителей и призёров конкурсов и проектов разного уровня, как педмастерской, где работают учителя-победители профессиональных конкурсов, в копилке которых самые престижные награды, гранты и сертификаты. В школе проведён капремонт, получено новейшее оборудование в рамках проектов «Точки роста», «Современная школа» и «Успех каждого ребёнка».
Вместе с тем, в образовательной деятельности существуют определённые проблемы. Педагоги считают, что только при непосредственной поддержке и неусыпном внимании родителей, проблемы, над которыми работают учителя и ученики, будут преодолены. Потенциал для этого имеется.
На что обращали особое внимание руководители районных методических объединений?
- Г.Г. Пшикова, А.И. Мосягина, Е.Д. Порунова, О.Н. Петрова, Л.Н. Алфёрова, В.Г. Кузнецов, С.Н. Макеев обозначили особенности и сложности каждого учебного предмета, влияющие на качество образовательного процесса. Говорили о необходимости взаимодействия с родителями по подготовке детей к оценочным процедурам, особенно на повышенные требования к сдаче ЕГЭ как вступительного экзамена в вуз.
Руководитель РМО учитель географии Н.Н. Прозорова заострила внимание на появившемся дефиците и старении педагогических кадров, на увеличивающуюся учебную нагрузку педагогов и совмещение ими преподавания предметов не по своему профилю.
В.А. Сальникова, руководитель РМО начальных классов, обратила внимание на особый статус первого учителя, его роль в формировании ценностных установок ребёнка, основ его идентичности, отношения к миру, обществу, к семье и к самому себе. О.А. Кузнецова, зам. директора в начальных классах школы райцентра, подняла проблему оснащённости предметно-развивающей среды для занятий с детьми с ОВЗ.
Заведующий районным методкабинетом В.И. Бедина при достижении стратегических задач особо подчеркнула роль наставничества на всех уровнях: «Учитель-Учитель», «Учитель-Ученик», «Ученик-Ученик». Она порекомендовала использовать накопленный образовательными организациями инновационный потенциал и осваивать новые компетенции.
Марина Константиновна, на ваш взгляд, каким получился диалог за «круглым столом»?
- Бесспорно, конструктивным и очень полезным: впервые за два года педагоги района смогли собраться вместе и рассмотреть вызовы, стоящие перед образованием района, поставить достижимые цели и определить реальные задачи, получить конкретные рекомендации по работе в рамках проектов, нацеленных на повышение качества образования.
Беседовала Вера Лысова.