Психологическая помощь подросткам
Психологическая реабилитационная работа с несовершеннолетними и их родителями имеет комплексный и индивидуальный подход. Работа педагога-психолога с семьей начинается с ознакомительной беседы, в процессе которой устанавливается доверительный контакт. Исследуя детско-родительские отношения, очень важно оценить ситуацию «с двух сторон»: со стороны родителя и со стороны ребенка.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разным потенциалом решения семейных проблем. Одной категории семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения, другой для выхода из сложившейся ситуации необходима длительная помощь специалиста.
Чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональной возбудимостью, тревожностью, снизить степень агрессивности, активизировать познавательную деятельность, важно установить причины и условия дезадаптированности. Для выявления нарушений в личностно-эмоциональной сфере педагогом-психологом используются психотехнические упражнения, тесты-опросники, проективные методики «Лесенка», «Кактус», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Матрицы Равена» и другие. С помощью психодиагностики осуществляется раскрытие в ребенке человеческой природы и осмысление им невозможности осуществления своих замыслов без помощи и участия других людей.
В целях гармонизации взаимоотношений в семье, а также повышения компетентности родителей в вопросах развития и укрепления здоровья детей в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних «Мечта» организован родительский клуб «Растем вместе». В рамках клуба в психологической гостиной организуются встречи «Вместе мы - сила», проводятся дискуссии и тренинги «Жизнь по собственному выбору», «Каждый чувствует и видит мир по-своему», проходят часы общения «Подросток в мире вредных привычек». Данные встречи способствуют приобретению навыков социального взаимодействия, конструктивному поведению, оказывают помощь в выстраивании отношений друг с другом.
Особая роль отводится психолого-педагогическому сопровождению родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, совместно с детьми и родителями проводятся семейные встречи в рамках «Дня семейного отдыха», организуются мастер-классы, которые способствуют укреплению и формированию определенных навыков здоровой жизнедеятельности.
Для творческого самовыражения в работе с детьми с ограниченными возможностями педагогом-психологом используются методы психотерапевтического воздействия: арт-терапия, сказкотерапия и игротерапия. Данные формы работы помогают в увлекательной форме и доступными для понимания детей словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы.
Для снятия эмоционального, психологического и умственного напряжения занятия проводятся в комнате психологической разгрузки, мягкая среда которой обеспечивает уют, комфорт и безопасность, создает условия для релаксации. В ходе занятий происходит формирование положительного настроя, концентрация внимания и воображения, развитие цветового восприятия, работа по укреплению самооценки. Особый восторг у детей вызывает сухой бассейн с пластмассовыми шариками, который используется как для релаксации, так и для проведения активных игр.
В целях психологического просвещения и профилактики для несовершеннолетних и их родителей педагогом-психологом проводятся консультации и беседы диагностического и рекомендательного характера, которые способствуют повышению психологической грамотности семьи в целом.
В отделении семьям помогают преодолевать состояние неблагополучия, налаживать межличностные отношения, внутрисемейные связи, создать благоприятный социальный фон для дальнейшей жизнедеятельности.
Т.А. Вавилкина,
педагог-психолог.