«Учебно- тренировочная квартира»
Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно-обоснованная неудовлетворенность заработком, имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Серьезные претензии...
Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к ним серьезные претензии. Утверждают, что воспитанники не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми, не способны применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков.
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка.
Навыки самообслуживания
Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Изучение предмета СБО начинается с 5 класса и включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», которые повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Преподавателями данного предмета являются педагоги высшей категории Светлана Солодова, Раиля Хуснетдинова.
Одним из любимых для ребят и важнейшим разделом является «Питание».
При изучении этого раздела у ребят формируются знания о различных продуктах, способах приготовления пищи, навыки безопасной работы с кухонными приборами и приспособлениями, множество полезных и необходимых умений.
Культура питания
Особое внимание уделяется культуре питания, соблюдению правил гигиены во время приготовления пищи. Ребята стараются сервировать стол и красиво оформлять готовые блюда, записывают рецепты, а дети, которые живут с родителями, с удовольствием готовят эти блюда дома.
Формирование навыков
При изучении раздела «Жилище», большое внимание уделяется формированию практических навыков по уборке помещения и подготовке его к зиме и лету. Ребята знают последовательность и правила уборки, умеют пользоваться пылесосом, мыть полы, а также участвуют в сезонной подготовке помещений.
На занятиях по теме «Одежда и обувь» особое внимание уделяется уходу за одеждой, содержанием в порядке внешнего вида. учащиеся знакомятся с устройством утюга, стиральной машины, правилами безопасной работы с ними. Спаренные уроки позволяют закрепить теоретические знания на практике. На практических занятиях дети пришивают пуговицы, зашивают поврежденные швы, делают заплатки, сами закладывают белье для стирки, выбирая нужный режим.
Ролевые игры
Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, продажа билетов в кассе ж/д вокзала, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. При изучении темы «Торговля», в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу, потом применяют эти навыки во время экскурсий.
Экскурсии...
После изучения каждого раздела организовывается целевая экскурсия. Так, с ребятами периодически совершаются экскурсии в парикмахерскую, почтовое отделение, Сбербанк, магазины, библиотеки, МФЦ и ЦЗН. Во время этих экскурсий, ребята не только учатся правильно себя вести в обществе, но и у них развивается вера в свои силы и возможности, формируется эмоционально-положительное отношение к окружающим.
Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.
К реальной жизни
Занятия по СБО проходят в учебной тренировочной квартире. В январе 2021 года квартира была оснащена новым оборудованием, соответствующим современным требованиям.Тем самым, максимально приближена обстановка кабинета к современной реальной жизни.
Новой мебелью и бытовой техникой оборудованы кухонная и санитарно-гигиеническая зоны, заменена устаревшая бытовая техника (электрическая плита, микроволновая печь, холодильник, ванна и раковина), укомплектована спальная комната. В кабинете появилась современная бытовая техника: посудомоечная машина, утюг с парогенератором.
Практические навыки
Опыт показал, что старшеклассники нашей коррекционной школы не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но и практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками.
За годы своей работы, преподаватели пришли к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужна совместная работа специалистов. Достижению желаемых результатов в процессе обучения социально-бытовой ориентировки помогает воспитательная работа. Все практические навыки по личной гигиене, культуре поведения, здоровьесбережению, приготовлению пищи, отрабатываются во внеурочное время.
Следовательно, вся работа по формированию важных социальных и жизненных компетенций у воспитанников в условиях нашей школы построена по принципу «учитель-воспитатель», а успешность этой работы будет зависеть не только от единых требований и взаимодействия педагогов, но и всех работников школы.