Лица пензенской науки. Ирина Кирюхина: «Наша задача не просто научить плавать таких особенных детей, но сделать это в ходе групповых занятий»
Институт физической культуры и спорта Пензенского государственного университета отмечает 65-летие со дня основания. ПГУ – единственный в области вуз, готовящий специалистов в области физкультуры и спорта. Значителен вклад ученых ИФКиС и в науку. Здесь, к примеру, разработали методику группового обучения плаванию детей с ДЦП.
Вовлечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в занятия плаванием через индивидуальные тренировки – научная тема, разрабатываемая в ведущих научных коллективах. Ученые Института физической культуры и спорта Пензенского государственного университета сделали значительный шаг вперед в решении этой проблемы – предложили методику обучения плаванию детей с инвалидностью в группе. Сейчас исследование перешло на новый этап – работа с группой с сопутствующим ДЦП диагнозом нарушения интеллекта.
Темой подготовки детей с поражениями опорно-двигательного аппарата, в частности ДЦП, в адаптивном плавании представители ПГУ Ирина Кирюхина и Светлана Петрунина занимаются с 2013 года. За это время удалось добиться значительных результатов. «Наша задача была не просто научить плавать таких особенных детей, но сделать это в ходе групповых занятий. Мы создали отделение адаптивного плавания, куда набрали около 40 детей в возрасте 7–12 лет. До этого в Пензе не было подобного опыта. Более того, опыта именно групповых занятий не было и в России», – рассказывает Ирина Кирюхина.

Разработанная в ПГУ методика позволила показать большие успехи уже через год тренировок.
«Формы и степень поражений разные. Детей с ДЦП научить плавать очень трудно. Саму технику поставить легче, главное «положить» ребенка на воду. Чтобы они легли на воду, приняли горизонтальное положение, научились правильно делать вдох и выдох с поворотом головы, эмпирическим путем был разработан комплекс упражнений, адаптированных под каждую форму поражения», – добавляет Светлана Петрунина.
Отмечая актуальность методики, ученые ПГУ говорят и о положительном психологическом эффекте, выявленном в процессе работы.
«Групповая работа позволяет ребенку видеть результат своих товарищей. Появляется стимул. У нас занимался глухонемой мальчик Рома. Он страдает гемиплегией. От этого очень замкнутый. Через три года занятий по нашей методике, он не просто поплыл, но и показал значительный прогресс. К тому же прошла его социализация», – говорит Ирина Кирюхина.
Актуальность исследования и внедренной методики тренеров ПГУ отметили в ведущих физкультурных вузах.








