Редактор газеты «Голос рабочего» Лидия Стрикулистова
09.01.2018. РИА Пензенской области, Городищенский район, Лариса Зенкина.
Постоянно работая над собой, бывая на гребне событий, редактор газеты «Голос рабочего» добивалась успеха на нелегком поприще журналиста.
Держу в руках один из номеров многотиражной газеты Сурского комбината «Красный Октябрь» «Голос рабочего», от 4 мая 1990 года, вышедший на двух полосах формата А-3. Главными в этом номере стали публикации, посвященные Дню печати, который отмечался раньше 5 мая. Автором одной из них, рассказывающих о людях, несущих информацию в народ, была редактор газеты Лидия Стрикулистова.
Лида родилась в Сурске в 1950 году в простой рабочей семье. Отец Константин Дмитриевич Калинин работал водителем, а мама Александра Егоровна - ворсовальщицей на суконном комбинате. В 1955 году семья Лидии Константиновны переехала в Среднюю Азию, где девочка пошла в первый класс русской школы. Едва научившись читать, любознательная девчушка записалась в школьную и городскую библиотеки. И однажды постоянную маленькую читательницу отметили, как лучшего читателя Ферганы, подарили красочную книгу «Сказки разных народов». Это событие запомнилось ей на всю жизнь.
А в 1971 году Лидия поступила заочно в Казанский университет на историко-филологический факультет – отделение журналистики. В 1972 году будущий журналист вернулась в Сурск, и трудоустроилась на фабрику «Красный Октябрь» редактором радиовещания, а затем замещала редактора многотиражной газеты «Голос рабочего». Здесь же девушка встретила свою любовь - художника-оформителя фабрики Александра Стрикулистова. В 1976 году Лидия надумала сменить место работы и жительства – хотела быть корреспондентом «Пензенской правды» и жить в Пензе. Жилищная проблема и твердое мнение мужа не позволили семье Стрикулистовых уехать из «маленькой Швейцарии». В 1977 году Лидия заняла пост редактора местной газеты. Под ее началом трудились корреспонденты Валентина Коноваленко, Надежда Копытина, Марина Ерошкина, Валентин Калагин, Валерий Салтанов, Виктор Макаров и Анатолий Кузин.
- В газете отражалась не только жизнь трудового коллектива суконного комбината, но и города Сурска, - говорит Лидия Константиновна. – В 90-е годы газету переименовали в «Сурские вести».
Лидия Константиновна – скромный, безмерно любящий свою журналистскую деятельность человек, обладающий хорошей зрительной памятью и образным мышлением. Она не считалась с личным временем, допоздна задерживалась на рабочем месте, набирая свои интервью, зарисовки, очерки на простой печатной машинке. А встав в четыре часа утра, пешком или на попутном транспорте, а в весеннее половодье на лодке-амфибии добиралась до станции Асеевской, чтобы успеть на электропоезд до Пензы и доставить материалы, макет полос, фото, в типографию «Пензенской правды», где над созданием газеты корпел еще один рабочий коллектив. А на следующий день ответственный руководитель сурской редакции снова спешила ранним утром на электричку, чтобы привезти полторы тысячи экземпляров пахнущей типографской краской газеты. Никогда не забудет сурчанка курьезный случай в своей практике.
- Помню, привезла очередной тираж, посвященный 55-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Первым читателем этого номера стала председатель профкома комбината Мария Осиповна Столярова. Она и заметила ошибку – вместо «празднование 55 годовщины Великого Октября» было написано «50-й годовщины»… Я за голову схватилась. Не знала, что и делать. Тогда взяла карандаш в руки и исправила в каждом номере тиража ноль на цифру пять. С тех пор уяснила себе навсегда, что в газете каждую точку, запятую, букву, цифру, факт надо проверять и уточнять.
В 90-е годы наступили серые дни перемен. Комбинат терпел финансовые трудности, поэтому не мог оплачивать и типографские расходы. Возникла проблема – как сохранить газету? Патриот своего дела и не помышляла о закрытии родной и любимой всеми газеты. Она, наоборот, думала об обеспечении рабочего места современным электронным и компьютерным оборудованием. Согласовав свое предложение с директором комбината Владимиром Надененко, Лидия Константиновна занялась поиском оптимального варианта для своей редакции. Даже побывала в редакции «Российской газеты» в Москве (это время пришлось на 19 августа 1991 года), где впервые увидела настольную издательскую систему.
Вскоре «Сурские вести» преобразились. Материалы набирались на компьютере, изготавливался макеторигинал, и работники редакции сами изготавливали по 300 экземпляров газеты на копировальном аппарате. Но это было очень затратно, поэтому нашли другие пути - стали печатать 1000 экземпляров в «Элкоме» г. Пензы. Используя универсальные подходы к своей творческой деятельности, Лидия Константиновна много работала с авторским активом.
- Многие специалисты комбината писали нам о своей работе. Это Владимир Карп, Зоя Иванова, Александра Дубчик, Валентина Черенкова, Татьяна Логунова, Светлана Илюхина и другие, - рассказывает Лидия Константиновна. – Мне было приятно, что в кругу моего общения было много талантливых людей – писательница Валентина Мищенко, поэты Виктор Макаров и Валерий Салтанов, фельетонист и коллега Анатолий Кузин. Я также принимала участие в издании их творческих работ.
В Сурске хорошо известна книга воспоминаний Петра Маслова «Судьбы наши», которую свет увидел благодаря стараниям Лидии. Лидия Константиновна была занята общественной деятельностью в своем городе, а также успешно вела в средней школе города Сурска кружок «Этот удивительный мир» по фотоделу и журналистике.
В 2008 году вместе с развалом предприятия прекратила свое существование и газета. Тогда журналист вернулась к педагогической деятельности, вела в городских школах кружковую работу, а с 2012 года преподает в детской школе искусств города Сурск. Учит детей рисовать и через прекрасное прививает любовь к своей стране, малой родине, ее культуре и традициям. Ее ученики добиваются успехов, участвуя во многих конкурсах разного уровня.