В Вадинской средней школе работала учителем математики В. И. Потогина
Строгую учительницу математики Веру Ильиничну Потогину посмел ослушаться только Миша Гущин.
За окном осень. Бабушка сидит у окна на кухне и смотрит на желтеющие листья яблонь. Последние годы эти деревья за окном как показатель течения времени. Сначала она ждёт, когда на ветках появится листва: «Смотри-ка, ещё вчера стояли голые, а сегодня вон какие пушистые! Чудеса!» Ближе к лету она начинает выглядывать среди зелени завязывающиеся яблочки.
Сейчас осень, и скоро бабушка будет восторгаться разноцветными листьями, а затем тосковать, глядя на пустые, голые ветки.
Кроме наблюдения за природой у бабушки много других дел. Например, контролировать хозяйство и моих родителей, которые уже несколько лет, как взяли его на себя.
– Оля, а обед-то готовить начали? Нужно сделать вот так…
– Учительница, – вздыхает мама. – Всё бы тебе указания раздавать, Вера Ильинична.
Это правда. Бабушка – учительница. И не только по профессии, а и по призванию. Учить, наставлять, руководить – это её. 40 лет она проработала учителем математики в основной и средней школах, потом, на пенсии, воспитывала внуков – помогала решать уравнения и проводить касательные к окружностям. Сейчас на досуге решает кроссворды и читает газеты.
– Бабушка, а как ты выбрала профессию учителя?
– Мой путь к школе начался сверху, из Районного отдела народного образования. Я закончила среднюю школу и пришла в райком комсомола – за работой. Как раз в РОНО открывалась штатная единица статиста. Так я получила должность.
В отделе образования мне встретились удивительные люди, например, Анна Анатольевна Ландышева. Она знала, что я живу без родителей и некому указать путь, дать совет. Анна Анатольевна стала моей наставницей. Узнав, что в 1949 году на базе педагогического училища в Нижнем Ломове организовали Учительский институт, она посоветовала мне поступить на заочное отделение – образование лишним не бывает. Так я выучилась на учителя математики. Работая в РОНО, я одной из первых в районе узнавала новости школ. Так до нас дошла весть, что учитель математики 5-8 классов уходит в армию. Анна Анатольевна порекомендовала поставить вместо него молодого специалиста, то есть меня. Я считаю, это большая удача, что моя жизнь сложилась именно так. Я благодарна Анне Анатольевне, что она встретилась на моём пути и помогла мне устроиться.
В. И. Потогина (в центре) с коллегами.
– Как же ты, такая молодая, зарабатывала авторитет среди учеников?
– Меня называли «Иван Грозный» (смеётся). Никто не смел ослушаться. Были, конечно, и хулиганы – в любом классе такие есть. Например, Миша Гущин. Помню случай такой. Ученики решают задачи, пишут в тетрадках. Миша просто сидит. Я его спрашиваю: «Миша, ты чего не пишешь?» Он отвечает: «У меня тетрадки нет». Попросила ребят дать ему листочек. Нашли. Опять сидит, ничего не делает. Я спрашиваю: «Миша, чего же ты опять сидишь?» «У меня ручки нет». Общими силами нашли ему ручку. И снова он бездельничает. «Миша, ну ты чего?» «У меня книжки нет». «Так вот же, у соседа книжка!» «Да не хочу я писать» (смеётся). На всю жизнь я запомнила эту историю. А Миша вырос хорошим человеком и благодарным учеником – когда приезжает в Вадинск, приходит в гости с подарками, не забывает свою учительницу.
– Учила ли ты своих детей в школе? Каково это?
– Учила. Важно было разграничить то, что происходит дома и что в школе. Но полностью разделять роли мамы и учительницы не получалось. Однажды Оля все выходные где-то гуляла. Учебник по физике, по моему предмету, даже не открыла. Я вздумала её проучить, двойку поставить. Спросила на уроке, а она всё знает! Когда выучила – непонятно.
Тёплые воспоминания и благодарные ученики – вот что осталось с бабушкой до сих пор. Благородная профессия учителя наполнила её жизнь смыслом и сформировала характер. Наверное, так и должно быть.