На выход публикации «МиГ в Вадинске совершил аварийную посадку» откликнулся очевидец
На выход публикации «МиГ в Вадинске совершил аварийную посадку» откликнулся очевидец – житель райцентра В. В. Бровиков.
Владимир Васильевич пришёл в редакцию, чтобы рассказать, что помнит он.
В. В. Бровиков 1935 года рождения, и его память, поскольку он постарше наших предыдущих рассказчиков, сохранила больше подробностей. Кстати, Владимир Васильевич считает, что МиГ садился в Вадинске не в 1948-м, а, скорее всего, году в 1951. Наш новый свидетель уточняет также, что был это МиГ-15 (самолёт этой модели запустили в производство в 1947 году).
– Была весна. Тогда как раз строили, вернее, реконструировали из храма, РДК, – повествует В. В. Бровиков. И мы, ребятишки, всё свободное время проводили близ стройки. Там были строительные леса – вот мы и резвились: то в снежки играли, то в прятки. Услышав гул самолёта, побежали смотреть.
Владимир Васильевич указал место, где самолёт приземлился. По его словам, сегодня это приблизительно перекрёсток улицы Строительная и Садового переулка. Раньше там были колхозные земли.
Помнит пенсионер и генерала. Военный тщательно обследовал место посадки и то, у Попова оврага, где самолёт касался земли.
– Мы, мальчишки, всюду ходили за генералом «хвостом», – говорит В. В. Бровиков. – И две недели, можно сказать, совсем не учились. Вертелись возле самолёта.
– Хорошо помню и то, как истребитель взлетал. – Продолжает рассказчик. – Он был отбуксирован трактором к Попову оврагу. На месте старта и взлёта поставили по два солдата, и одному пришлось даже стрелять в воздух, чтобы отпугнуть людей – народ бежал с Покровской смотреть, не понимая, что приближение к машине опасно, ведь ещё неизвестно, как она себя после ремонта поведёт.
А спустя несколько лет Владимиру Васильевичу пришлось непосредственно иметь дело с МиГами. Окончив в Барнауле годичную школу авиационных механиков, он был распределён проходить срок армейской службы в Польшу. Другие – кто в Германию, кто в Чехословакию. В братском Советскому Союзу государстве солдат-срочник из Вадинска пробыл с 1954 по 1957 годы. Там его застали венгерские события. Служил В. В. Бровиков в составе пензенского батальона при комендатуре по перелётам – всего там было полторы тысячи человек.
– МиГи тогда и собирали в Польше. А наши лётчики перегоняли их в Союз, в Чернигов. За один раз партию машин по 30, – рассказывает пенсионер.
В. В. Бровиков служил командиром отделения. В его задачи входила связь с диспетчером, сообщавшим, что перелетавшим самолётам нужна дозаправка. Машины делали посадку. Баки истребителей заполнялись топливом и самолёты снова поднимались в небо.
Вернувшись домой, вадинец работал сначала в колхозе, а потом водителем машины «скорой» помощи – лет, говорит, 25.
Фотографироваться наш рассказчик, поскромничав, наотрез отказался. Зато рассказал ещё об одном курьёзном случае, произошедшем близ Вадинска тоже с самолётом. Это был «кукурузник» – О-2, доставлявший почту.
Однажды во время сильного ветра уже севший двухместный самолёт так развернуло, что он оказался в овраге кверху хвостом… За него машину и вытаскивали.
– Мужики подремонтировали. Он же фанерный! – смеётся пенсионер. – Поднялся! Улетел!