Традиции, завещанные предками
Дело дошло до того, что Президент РФ призвал СМИ активнее заниматься формированием положительного образа традиционного ислама в нашей стране. О его сути рассказал муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Абубекяр Юнкин.
– Абубякяр Адельшинович, считается, что термин «традиционный ислам» появился в начале 1990-х годов. Что он означает?
– Когда мы говорим о традиционном исламе, то подразумеваем передачу основ ислама из поколения в поколение на протяжении тысячи и более лет, с момента его основания. Традиционный ислам базируется на Коране и Сунне нашего Пророка (салляллаху алейхи вассаллям).
Для традиционного ислама важно сохранение мира в своей стране, развитие ее экономики. Именно Россия для татар-мусульман является Родиной и Отчизной, на благо которой они трудились и за свободу которой нередко отдавали жизни.
Традиционный ислам признает равенство и единство людей, ратует за активное участие в развитии наук и технологий, решение многочисленных социальных проблем нашего общества, в том числе с помощью благотворительности.
Доброе отношение к соседям другой веры является нормой ислама. Да вот простой пример: когда мы отмечаем Курбан-байрам, у нас в мечети, а я живу в Кузнецке, готовят плов в двух больших казанах. И мы раздаем его всем горожанам – и мусульманам, и православным. Мы делимся радостью праздника со всеми! Летом мы приглашаем детей, учим их азам ислама и арабскому языку, сурам Корана, в частности, первой суре, которая имеет такое же значение для мусульман, как для православных Отче наш. Преподавание идет когда на татарском, а когда на русском. Зимою мы больше занимаемся обучением женщин. Также проводим курсы повышения квалификации для имамов. Решаем насущные вопросы. Читаем лекции. На различные мероприятия приглашаем представителей органов власти. Мы открыты для всех.
Традиционный ислам прозрачен и традиционный ислам присущ татарам.
– Расскажите на простых примерах, чем отличается традиционный ислам от радикального?
– В 20 веке на Ближнем Востоке стали появляться террористические организации, которые вербовали верующих, подменяя понятия ислама и до сих пор продолжают вербовать. Некоторые люди, в том числе из регионов Поволжья, встают на чуждый для них путь и уезжают воевать за принципы радикального ислама.
Радикальные исламисты отвергают все светское. Мы же не выступаем против светских праздников, не запрещаем ставить елки в домах на Новый Год, не препятствуем обучению детей в школах, активно взаимодействуем в научной и социальной деятельности с православным духовенством.
Если люди, граждане нашей страны, уезжают из России и становятся на сторону террористов – это тоже в какой-то степени наша вина. Несмотря на огромную профилактическую работу, которую мы проводим и в мечетях, и в интернете, нам татарам нужно быть более сплоченными, активнее противодействовать влиянию извне. Нельзя допускать подмены понятий ислама.
– Что делать, чтобы даже малое число человек не подвергалось воздействию экстремистских организаций?
– Одним из важных направлений работы является образование. В свое время, в 90-е годы, знаний не хватало, учебных заведений было мало. В последнее время государство многое делает для того, чтобы восполнить пробел.
Так, если на территории РСФС