В КФХ Грибакова начали строительство четвертого модуля тепличного комплекса
21.05.2018 г., РИА Пензенской области, Шемышейский район. Три с половиной года назад, в конце 2014-го, был собран первый урожай салата в теплице крестьянского фермерского хозяйства Дмитрия Грибакова. Тогда площадь теплицы составляла 1300 кв. метров. Сегодня тепличный комплекс вырос до 4200 кв. метров. А к концу года увеличится еще на 1300 квадратов.
- В 2014 году объем инвестиций на строительство и оснащение теплицы оборудованием составил 40 млн. рублей. Были установлены линия конвеерного типа для производства салата и других зеленых культур с использованием малообъемной гидропоники и система досвечивания. Мощность линии - 2000 кустов зелени в сутки. Теперь у нас три таких линии. Думаю, несложно будет посчитать, каковы объемы нашего производства на сегодняшний день, - сказал в беседе молодой фермер. - Мы выращиваем восемь видов салатов, зелень в горшках (петрушку, базилики, мяту, кинзу) и клубнику.
- Дмитрий Вадимович, поясните нашим читателям, в чем заключается метод гидропоники?
- Это самый передовой метод выращивания культур в закрытом грунте на сегодняшний день. В переводе с греческого слово "гидропоника" обозначает "вода" и "рабочий раствор". То есть растения у нас растут не в почве, а в специальном субстрате, в котором нет никаких питательных веществ. Все необходимое для интенсивного роста и питания растения получают со специальным раствором. Метод хоть и передовой, но не новый. Для информации хочу вам привести такой любопытный факт. Считается, что висячие сады Семирамиды (одно из семи чудес света), существовавшие во 2 веке до нашей эры в Вавилоне, были выращены именно с помощью гидропоники. Данный пример еще раз доказывает, что все новое - это хорошо забытое старое.
- Каждый год ваше хозяйство добавляет к тепличному комплексу по одному модулю. Какого размера он должен достичь в идеале?
- Для себя я поставил цель в 40 тысяч квадратных метров. Как быстро мы ее достигнем - вопрос сложный. Может быть, совсем не достигнем. Ведь строительство и производство - процессы тоже творческие. Требуются и настроение, и вдохновение, и, конечно, ресурсы.
- Что, по-вашему, является основным сдерживающим фактором для более активного развития производства?
- Очень дорогие деньги. Приведу всего два примера. В прошлом году в "Россельхозбанке" мы получили кредит 10 миллионов рублей под 5% годовых, но всего на год. Представляете, какого размера были ежемесячные платежи? А у нас еще огромные расходы на отопление, электроэнергию. Семена, удобрения - все же импортное. В конце концов, у нас работают люди, 30 человек, которым нужно каждый месяц платить зарплату, нужно делать отчисления, платить налоги. Предприятие не имеет никаких финансовых или налоговых преференций. В этом году этот же банк предоставил нам кредит 7 миллионов рублей на 5 лет, но уже под 17 процентов годовых! Обещали рефинансирование процентной ставки, но потом сказали: "Извините, не получилось". И каким образом в таких "комфортных" условиях мы можем более активно развиваться?
Сейчас в СМИ очень много говорят о каких-то фантастических программах поддержки производителей сельхозпродукции. Не понимаю, где они реализуются? Почему нам никто не предлагает в них участвовать? Очень хочу, чтобы услышал нас, представителей малого бизнеса, наш губернатор: "Иван Александрович, не нужно "изобретать велосипед". Сделайте доступными кредитные ресурсы. Пусть они будут целевыми, только цели использования уточняйте не у экономистов, а у аграриев, тех, кто круглый год работает на земле". Приходилось общаться с банкирами, которые говорили: "Вот есть же хороший кредитный продукт на приобретение семян. Почему не берете?". Пытаюсь объяснить, что мне не нужны семена на несколько миллионов рублей. У нас не поля, а теплицы. Да и срок годности семян для закрытого грунта - полгода. Это не пшеница, которая при хороших условиях хранения может несколько лет пролежать без потери всхожести. И ГСМ мне на несколько миллионов не нужно. Сельхозпроизводство - очень многогранная отрасль. Невозможно прописать в документах все нюансы, программы поддержки должны быть более гибкими, чтобы ими могли воспользоваться все, а не избранные. Это мое личное мнение. Возможно, кто-то придерживается других точек зрения.
Дмитрию Грибакову при всех трудностях удалось создать поистине уникальное предприятие на территории нашего района. На сегодняшний день у него нет аналогов в Пензенской области. Оно успешно конкурирует с хозяйствами российского уровня. Продукция КФХ реализуется в торговых сетях не только нашего региона, но и по всей России. За счет грамотно выстроенной ценовой политики и современных методов выращивания зелень торговой марки "Grin сад" достойно выдерживает конкуренцию с другими поставщиками подобной продукции.