–егиональное
информационное агентство
ѕензенской области

¬ 2017 году в ѕензенской области предстоит вывести из Ђтениї около 40 тыс€ч работников

¬ 2017 году в ѕензенской области предстоит вывести из Ђтениї около 40 тыс€ч работников
¬ 2017 году в ѕензенской области предстоит вывести из Ђтениї около 40 тыс€ч работников

23.01.2017, –»ј ѕензенской области. ћинистр труда, социальной защиты и демографии региона ≈вгений “рошин ответил на вопросы –»ј ѕќ о том, как в регионе идет ликвидаци€ теневой зан€тости и что нужно изменить, чтобы обеспечить прозрачность рынка труда.

- ≈вгений јлександрович, каков результат работы по сокращению теневой зан€тости за минувший год? 

- ¬ 2016 году вы€влено 66 820 человек, работавших без оформлени€ трудового договора, что составл€ет 103,6% от установленного дл€ ѕензенской области контрольного показател€ по снижению неформальной зан€тости на 2016 год (64 510 человек).

—реди субъектов ѕриволжского федерального округа ѕензенска€ область занимает 4 место.

- Ёто население небольшого города.  ак удалось провести легализацию?

- ¬едетс€ посто€нна€, планомерна€ работа. Ћегализацией трудовых отношений органы исполнительной власти ѕензенской области занимаютс€ с декабр€ 2014 года в соответствии с поручением заместител€ председател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации ќльги √олодец.

¬ систему межведомственного взаимодействи€ вход€т территориальные органы ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, ‘онда об€зательного медицинского страховани€, ‘едеральной налоговой службы –оссии, √осударственной инспекции труда, правоохранительных органов.

ћежведомственное взаимодействие идет посто€нно, а в минувшем году оно было усилено.   примеру, по поручению губернатора »вана Ѕелозерцева с 1 августа по 1 сент€бр€ 2016 года прошел мес€чник по снижению неформальной зан€тости. “олько за этот период прошло 111 выездных проверок хоз€йствующих субъектов, 25 Ђкруглых столовї и совещаний с работодател€ми, 79 заседаний муниципальных межведомственных рабочих групп с приглашением на них Ђпроблемныхї работодателей, представителей территориальных органов ѕенсионного фонда –‘, √осударственной инспекции труда, ‘едеральной налоговой службы. ¬ течение августа  состо€лось 247  информационно- разъ€снительных встреч с работодател€ми, трудовыми коллективами, распространено свыше 1 200 пам€ток по легализации зан€тости.

-  ак контролируетс€ полученный результат?

- Ќепосредственным результатом работы по снижению Ђнеформальнойї зан€тости €вл€етс€ оформление с гражданами реальных трудовых отношений,  увеличение отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды, включа€ ѕенсионный фонд.

ѕоэтому каждый квартал производитс€ сверка результатов работы по снижению неформальной зан€тости и поступлений начислений в ѕенсионный фонд –‘.

¬сего за 9 мес€цев  2016 г. ѕенсионным фондом –оссийской ‘едерации подтвержден факт трудоустройства 92,1% легализованных работников. ¬ бюджет ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации поступили страховые взносы в сумме 127,9 млн рублей. ¬ насто€щее врем€ продолжаетс€ сверка данных за 4 квартал 2016 года.

-  акие меропри€ти€ запланированы на 2017 год?

- ¬ соответствии c ƒополнительным соглашением о продолжении в 2017 году работы по снижению неформальной зан€тости, подписанным 30 декабр€ 2016 года между ‘едеральной службой по труду и зан€тости и √убернатором ѕензенской области, дл€ региона установлен контрольный показатель по снижению численности экономически активных лиц в трудоспособном возрасте, официально не работающих.  ѕо плану, нужно легализовать 39 311 человек.

¬се меропри€ти€, которые были проведены в 2016 году в рамках работы по легализации трудовых отношений, в 2017 году будут продолжены.

-  акие проблемы несет тенева€ зан€тость всем сторонам трудовых отношений?

-   сожалению, не все еще понимают, какие пр€мые и косвенные потери работники и их наниматели несут, соглаша€сь на нелегальное положение, обманыва€ государство и самих себ€.

ѕотери государственного бюджета в св€зи с уклонением работодателей от уплаты налогов, - это пр€мые потери налогов; сокращение финансировани€ социальных программ; сокращение финансировани€ медицинской помощи и других важнейших направлений.

ѕотери работников, лишенных социальной защиты и поддержки, огромны.    Ёто проблемы при формировании пенсий и пособий, необходимых в зрелом возрасте и при потере трудоспособности, св€занные с отсутствием отчислений страховых взносов на об€зательное пенсионное и медицинское страхование. ѕроблемы с получением заработной платы в случае любого конфликта с работодателем. Ќевозможность  получить отпускные, расчет при увольнении, оплату листа нетрудоспособности. ѕолное лишение социальных гарантий, св€занных с сокращением, простоем, обучением, рождением ребенка, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими обсто€тельствами. Ђ“еневойї сотрудник лишен возможности получени€ кредита в банке на жилье, обучение, лечение и т.д.

–аботодатели рискуют деньгами и прибылью. “ак, должностные лица могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 5.27  ојѕ –‘ на суммы в размере от 1 000 до 5 000 рублей. “акой же штраф предусмотрен дл€ предпринимателей без образовани€ юридического лица.   таким предпринимател€м может быть применено административное приостановление де€тельности на срок до 90 суток. ƒл€ юридических лиц предусмотрен штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление де€тельности на срок до 90 суток.

—огласно части 2 указанной статьи то же нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

ѕри неоформлении трудовых отношений заработна€ плата, котора€ €вл€етс€ основной составл€ющей налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также базой дл€ начислени€ об€зательных страховых взносов, выплачиваетс€ неофициально, то есть уплата Ќƒ‘Ћ и страховых взносов не происходит, за что работодатель также может быть привлечен к ответственности.

¬о-первых, налоговый орган может потребовать удержать Ќƒ‘Ћ с работников, получающих Ђсеруюї зарплату, а также может наложить на работодател€ штраф в размере 20% от суммы, котора€ должна была быть удержана у работников или уплачена в бюджет (ст. 123 Ќ  –‘).

¬о-вторых, внебюджетные фонды также могут потребовать уплатить страховые взносы и наложить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов или 40% Ц в случае умышленного совершени€ данного правонарушени€ (ст. 47 «акона є 212-‘«).

¬-третьих, ст. 199.1 ”  –‘ предусмотрена уголовна€ ответственность за неисполнение в личных интересах об€занностей налогового агента в крупном или особо крупном размере.

-  акие изменени€ законодательства, в том числе регионального, могут сильнее ужесточить положение работодателей, не регистрирующих своих работников, и самих работников, получающих зарплату Ђв конвертахї?

-  ардинальное решение проблемы неформальной зан€тости возможно только при изменении федерального законодательства.

¬ насто€щее врем€ эта работа проводитс€. –уководство ћинтруда –‘ считает, что необходимо законодательно закрепить в “рудовом кодексе –оссийской ‘едерации пон€ти€ неформальной зан€тости и ее критериев. Ќужно внести изменени€ в ‘едеральный закон –‘ от 29.11.2010 є 326-‘« Ђќб об€зательном медицинском страховании в –оссийской ‘едерацииї, исключив подпункт Ђжї пункта 5 статьи 10, подразумевающий необоснованно широкий круг граждан трудоспособного возраста, подлежащих об€зательному медицинскому страхованию и при этом не уплачивающих страховые взносы. Ќа законодательном уровне нужно четко закрепить отнесение сельскохоз€йственных субъектов к Ћѕ’ и  ‘’. ƒавно назрела необходимость усилени€ ответственности работодателей в  одексе –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х и установлени€ административной ответственности дл€ граждан, работающих без оформлени€ трудового договора.

ћинистерством труда, социальной защиты и демографии ѕензенской области направлены предложени€ в ћинистерство труда и социальной защиты –оссийской ‘едерации,  √осударственной ƒумы –оссийской ‘едерации о внесении изменений в ‘едеральный закон от 29.11.2010 є 326-‘« Ђќб об€зательном медицинском страховании в –оссийской ‘едерацииї и в ‘едеральный закон от 07.07.2003 є 112-‘« Ђќ личном подсобном хоз€йствеї.

“елефон Ђгор€чей линииї ћинтруда ѕензенской области по вопросам защиты прав от последствий Ђтеневой зан€тостиї: 940-221.

 

«ан€тость    ќхрана труда    »нтервью
ѕоделитьс€
„»“ј…“≈ “ј ∆≈

ћировые новости