В 2017 году в Пензенской области предстоит вывести из «тени» около 40 тысяч работников
23.01.2017, РИА Пензенской области. Министр труда, социальной защиты и демографии региона Евгений Трошин ответил на вопросы РИА ПО о том, как в регионе идет ликвидация теневой занятости и что нужно изменить, чтобы обеспечить прозрачность рынка труда.
- Евгений Александрович, каков результат работы по сокращению теневой занятости за минувший год?
- В 2016 году выявлено 66 820 человек, работавших без оформления трудового договора, что составляет 103,6% от установленного для Пензенской области контрольного показателя по снижению неформальной занятости на 2016 год (64 510 человек).
Среди субъектов Приволжского федерального округа Пензенская область занимает 4 место.
- Это население небольшого города. Как удалось провести легализацию?
- Ведется постоянная, планомерная работа. Легализацией трудовых отношений органы исполнительной власти Пензенской области занимаются с декабря 2014 года в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец.
В систему межведомственного взаимодействия входят территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной налоговой службы России, Государственной инспекции труда, правоохранительных органов.
Межведомственное взаимодействие идет постоянно, а в минувшем году оно было усилено. К примеру, по поручению губернатора Ивана Белозерцева с 1 августа по 1 сентября 2016 года прошел месячник по снижению неформальной занятости. Только за этот период прошло 111 выездных проверок хозяйствующих субъектов, 25 «круглых столов» и совещаний с работодателями, 79 заседаний муниципальных межведомственных рабочих групп с приглашением на них «проблемных» работодателей, представителей территориальных органов Пенсионного фонда РФ, Государственной инспекции труда, Федеральной налоговой службы. В течение августа состоялось 247 информационно- разъяснительных встреч с работодателями, трудовыми коллективами, распространено свыше 1 200 памяток по легализации занятости.
- Как контролируется полученный результат?
- Непосредственным результатом работы по снижению «неформальной» занятости является оформление с гражданами реальных трудовых отношений, увеличение отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд.
Поэтому каждый квартал производится сверка результатов работы по снижению неформальной занятости и поступлений начислений в Пенсионный фонд РФ.
Всего за 9 месяцев 2016 г. Пенсионным фондом Российской Федерации подтвержден факт трудоустройства 92,1% легализованных работников. В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили страховые взносы в сумме 127,9 млн рублей. В настоящее время продолжается сверка данных за 4 квартал 2016 года.
- Какие мероприятия запланированы на 2017 год?
- В соответствии c Дополнительным соглашением о продолжении в 2017 году работы по снижению неформальной занятости, подписанным 30 декабря 2016 года между Федеральной службой по труду и занятости и Губернатором Пензенской области, для региона установлен контрольный показатель по снижению численности экономически активных лиц в трудоспособном возрасте, официально не работающих. По плану, нужно легализовать 39 311 человек.
Все мероприятия, которые были проведены в 2016 году в рамках работы по легализации трудовых отношений, в 2017 году будут продолжены.
- Какие проблемы несет теневая занятость всем сторонам трудовых отношений?
- К сожалению, не все еще понимают, какие прямые и косвенные потери работники и их наниматели несут, соглашаясь на нелегальное положение, обманывая государство и самих себя.
Потери государственного бюджета в связи с уклонением работодателей от уплаты налогов, - это прямые потери налогов; сокращение финансирования социальных программ; сокращение финансирования медицинской помощи и других важнейших направлений.
Потери работников, лишенных социальной защиты и поддержки, огромны. Это проблемы при формировании пенсий и пособий, необходимых в зрелом возрасте и при потере трудоспособности, связанные с отсутствием отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Проблемы с получением заработной платы в случае любого конфликта с работодателем. Невозможность получить отпускные, расчет при увольнении, оплату листа нетрудоспособности. Полное лишение социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, обучением, рождением ребенка, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими обстоятельствами. «Теневой» сотрудник лишен возможности получения кредита в банке на жилье, обучение, лечение и т.д.
Работодатели рискуют деньгами и прибылью. Так, должностные лица могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ на суммы в размере от 1 000 до 5 000 рублей. Такой же штраф предусмотрен для предпринимателей без образования юридического лица. К таким предпринимателям может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для юридических лиц предусмотрен штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно части 2 указанной статьи то же нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
При неоформлении трудовых отношений заработная плата, которая является основной составляющей налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также базой для начисления обязательных страховых взносов, выплачивается неофициально, то есть уплата НДФЛ и страховых взносов не происходит, за что работодатель также может быть привлечен к ответственности.
Во-первых, налоговый орган может потребовать удержать НДФЛ с работников, получающих «серую» зарплату, а также может наложить на работодателя штраф в размере 20% от суммы, которая должна была быть удержана у работников или уплачена в бюджет (ст. 123 НК РФ).
Во-вторых, внебюджетные фонды также могут потребовать уплатить страховые взносы и наложить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов или 40% – в случае умышленного совершения данного правонарушения (ст. 47 Закона № 212-ФЗ).
В-третьих, ст. 199.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере.
- Какие изменения законодательства, в том числе регионального, могут сильнее ужесточить положение работодателей, не регистрирующих своих работников, и самих работников, получающих зарплату «в конвертах»?
- Кардинальное решение проблемы неформальной занятости возможно только при изменении федерального законодательства.
В настоящее время эта работа проводится. Руководство Минтруда РФ считает, что необходимо законодательно закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации понятия неформальной занятости и ее критериев. Нужно внести изменения в Федеральный закон РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», исключив подпункт «ж» пункта 5 статьи 10, подразумевающий необоснованно широкий круг граждан трудоспособного возраста, подлежащих обязательному медицинскому страхованию и при этом не уплачивающих страховые взносы. На законодательном уровне нужно четко закрепить отнесение сельскохозяйственных субъектов к ЛПХ и КФХ. Давно назрела необходимость усиления ответственности работодателей в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и установления административной ответственности для граждан, работающих без оформления трудового договора.
Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области направлены предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Телефон «горячей линии» Минтруда Пензенской области по вопросам защиты прав от последствий «теневой занятости»: 940-221.