–егиональное
информационное агентство
ѕензенской области

ћитрополит —ерафим: Ђ аждый из нас к Ѕогу приходит по-своемуї

ћитрополит —ерафим: Ђ аждый из нас к Ѕогу приходит по-своемуї
ћитрополит —ерафим: Ђ аждый из нас к Ѕогу приходит по-своемуї.

25.09.2017 г., –»ј ѕензенской области. Ќезадолго до своего дн€ рождени€ корреспондент –»ј ѕензенской области встретилс€ с архиереем, который рассказал, каково это Ц возглавл€ть митрополию.

¬стреча прошла в рабочем кабинете в резиденции митрополита. Ѕеседа началась с рассказа об этом здании, расположенном в историческом центре ѕензы.

Ч ѕервым жившим здесь архиереем стал архиепископ √ай (“акоов), он зан€л этот дом в 1799 году, Ч начал разговор митрополит.Ч ¬сего до революции здесь проживало 18 архиереев. ¬ том числе двое св€тых Ц св€титель »ннокентий и св€той мученик “ихон (Ќиконоров), который прин€л мученическую кончину в 1918 году, будучи архиепископом ¬оронежским.

¬ советское врем€ здесь располагались в основном военные учреждени€ - комендатура, суд и все, что с этим св€зано. ¬ 1996 году дом передали в собственность епархии, и € уже третий архиерей, проживающий в нем.

«а последние 10 лет его постарались привести в надлежащий вид, и, € думаю, что этот дом в таком расцвете никогда не был. ѕо воспоминани€м моих предшественников, здание всегда находилось в ужасном состо€нии.   примеру, св€титель »ннокентий два мес€ца не мог въехать в него, так как дом был не пригоден дл€ проживани€. ƒо революции архиереи всегда занимали один из этажей - то второй, то третий. я сейчас проживаю на втором.

¬ здании два храма. ќдин находитс€ на третьем этаже и осв€щен в честь нерукотворного образа. ќн по€вилс€ самым первым. –аньше его украшали фрески великого ћакарова, но, к сожалению, случившийс€ в 2010 году пожар их полностью уничтожил. ¬торой храм Ц пристрой к дому, который был сделан во времена ¬асили€  лючевского. —ейчас это действующа€ ¬оскресенска€ церковь.

Ч — чего начинаетс€ день пензенского архиере€?

Ч  ак у любого христианина Ц с молитвы. ≈сли это обычный день, хот€ трудно сказать, что обычно, а что нет, € прихожу в епархиальное управление и первую часть дн€ посв€щаю приему граждан или св€щеннослужителей. ¬торую часть дн€ бываю на различных стро€щихс€ объектах. ќб€зательно посещаю семинарию, так как €вл€юсь ее ректором.

≈сли друга€ вариаци€ дн€, то € еду на службу в один из пензенских приходов. –ано утром выезжаю, особенно если это отдаленный район, и, бывает, что отсутствую до позднего вечера. ќбычные дл€ архиере€ дела. ¬ основном это богослужени€. ¬ моем подчинении находитс€ 155 приходов и четыре монастыр€, духовна€ семинари€. ќсновные праздники € служу в ѕензе, в соборе. „аще служу в монастыр€х. ѕодходит четвертый год, как € управл€ю ѕензенской епархией, но службы провел еще не во всех приходах. ќсталось посетить три. ¬ этом году об€зательно доеду.

Ч Ќесколько недель назад исполнилось п€ть лет со дн€ ¬ашего возведени€ в сан епископа. —кажите, что изменилось за это врем€ в ¬ашей жизни?

Ч ћожно сказать, что многое. я избиралс€ на маленькую кузнецкую кафедру и этим был очень доволен. я всегда говорил, что  узнецк в моей жизни оставил неизгладимый след. ѕереезд в ѕензу стал дл€ мен€ сюрпризом, и пришлось многому заново учитьс€, привыкать. ¬ этом году еще одна кругла€ дата Ц 20 лет, как € начал служение св€щенником в ѕензе.

¬ р€ду самых больших проблем на сегодн€шний день Ц строительство кафедрального собора.

3.jpg

Ч ¬ладыка, а вообще т€жело работать?

Ч Ќет (смеетс€). Ёто мо€ детска€ мечта. Ќо, конечно, не архиереем быть, а св€щенником. ѕоэтому сами богослужени€ дл€ мен€ сложности не представл€ют. я могу каждый день служить. ¬ отношении исполнени€ об€занностей архиере€ не все так просто. ¬есь клир епархии почти 200 человек Ц св€щенники, дь€коны, монашествующие. — одной стороны, это не очень много, но, с другой, перевод св€щенника с одного прихода на другой Ч это, как в математике, от перемены мест слагаемых сумма не измен€етс€.

Ч ¬ы сказали, что быть св€щенником Ц детска€ мечта. „то повли€ло на ¬аш выбор?

Ч я Ђпродуктї советского времени. ћама у мен€ была председателем партийной организации. Ѕабушка Ч верующей, но не могу сказать, что это было воспитательным моментом. ѕерелом произошел в переходном возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношени€х со сверстниками в школе. ¬ то врем€, в 1992 году, в  аменке по€вл€етс€ храм. ¬первые € туда попал в день пам€ти ƒмитри€ —олунского, 8 но€бр€, когда службу совершал архиепископ —ерафим (“ихонов).  аменский храм был переделан из дома культуры. —тены покрашены под стекло с разводами, небольшой иконостас. «асыпали и огородили оркестровую €му. “ам было далеко до красоты, но богослужение оказало вли€ние на мою душу. ќткрытие храма обсуждали повсюду. ¬ школе сверстники стали говорить об этом, после зан€тий заходили в церковь и рассматривали. Ўептались, что Ђучилкаї пени€ поет в храме и привлекает к этому девочек. я начал чаще заходить в церковь, и на это обратил внимание св€щенник, который пригласил мен€ помогать в алтаре. Ёто мен€ привлекло, и на следующий год, когда € поехал в “роице-—ергиеву лавру, увиденное мен€ просто обворожило, и процесс очаровани€ ÷ерковью был завершен.

Ч ј часто наказываете подчиненных?

Ч ѕриходитс€ иногда. —в€щенник, как и любой человек, Ц грешен. ѕоэтому иногда устраиваем разбирательства и наказываем. ќт этого т€жело и на сердце, и на душе.

Ч ’ватает кандидатов в св€щенники?

Ч Ќет, конечно. ѕензенские храмы все многоштатные. ¬ городе 40 храмов, если мы в каждый поставим двух св€щенников, то сразу необходимо 80 человек Ц это почти половина того, что есть. ќднако у нас в городе, бывает, не по два св€щенника, а больше. ¬ соборах и монастыр€х их по четыре-п€ть. ј насто€тель в сельском приходе окормл€ет еще два-три таких же. —ейчас нам требуетс€ как минимум еще 50 человек.

Ѕудущих св€щенников готовим в духовной семинарии. ≈динственное отличие, что у нас не светский вуз, где на одном потоке в несколько раз больше студентов. ¬ семинарии готовитс€ Ђштучный товарї. ¬о-первых, туда не берут всех, кто желает, во-вторых, будущий семинарист должен быть верующим и подготовленным. ѕоэтому ежегодно на учебу мы набираем 10-15 человек, а выпускаетс€ 7-10 св€щенников. —еминаристы ведут полумонашеский образ жизни. — 7 утра и до одиннадцати вечера они посто€нно чем-то зан€ты. Ќа отдых выдел€етс€ всего несколько часов.

Ч Ќа прошедшем в августе празднике Ђѕензенский —пасї губернатор региона »ван Ѕелозерцев наградил р€д жителей области, помогающих епархии в социальном служении. я хотел бы спросить ¬ас о социальной роли ÷еркви.  ому в первую очередь помогает ÷ерковь?

Ч ” нас создано несколько церковных и церковно-общественных проектов. ¬се началось около дес€ти лет назад, когда при каждом приходе была создана социальна€ служба. ќна занималась помощью обездоленным и малоимущим. ¬ основном помогали продуктами и старались дополнить государственную социальную службу.

ѕозже по€вились более масштабные проекты. ќдним из первых был Ђ вартал Ћуиї, затем Ч Ђƒом ¬ероникиї. «а год они помогают более 500 человек. Ёто в основном инвалиды и их родители. ¬оплотила эти проекты в жизнь ћари€ Ћьвова-Ѕелова при поддержке полпреда в ѕ‘ќ ћихаила Ѕабича. ќна создала дл€ инвалидов типографию, ансамбль, проводит различные обучающие мастер-классы.

¬ прошлом году открыли пансион Ђ—ерафимї, похожий на садик с круглосуточным пребыванием. “ам помогают одиноким мамочкам, оказавшимс€ в трудной жизненной ситуации. ќни проживают в пансионе с ребенком и работают. «а детьми присматривают опытные педагоги, а мама может ходить на работу. ≈сли она сможет заработать необходимую сумму денег и обеспечить себ€ и свое чадо жильем, то все равно будет иметь возможность пользоватьс€ услугами пансионата как детского сада.

≈ще одним востребованным проектом будет открытие детского дома при женском монастыре на улице  ирова в ѕензе. ѕомещени€ уже ремонтируютс€, мы просим у городских властей небольшой заброшенный участок дл€ размещени€ на нем отдельной детской площадки. ƒумаю, что уже в следующем году он сможет начать работу.

Ќедавно мы начали еще один проект, вызывающий неоднозначные отклики у жителей ѕензы Ц кормим бездомных. ƒумаю, что это неплохо. ѕон€тно, что это люди асоциальные, но куда их денешь?  ому, как не церкви им помогать. ѕоступают жалобы на то, что мы их прикармливаем, а они безобразничают. ¬ обществе есть кака€-то Ђкривизнаї. „асто слышишь: Ђя лучше собачку буду содержать, чем таких людей кормитьї. я считаю, что это неправильно.  акой бы он человек не был, он все равно образ и подобие Ѕожие, наши родственники. Ќельз€ раздел€ть: кровные это родственники или нет. Ёто люди. ƒаже животные себе подобных прикармливают и помогают. ≈пархи€ на это тратит 35-45 тыс€ч рублей в мес€ц, чтобы ежедневно накормить бездомных. “акже мы привлекаем медицинских работников, помогающих в сложных ситуаци€х со здоровьем.

–уководительнице нашего центра нужно было несколько недель, чтобы войти к ним в доверие и они начали брать пищу. —читаю этот проект очень нужным и важным.

Ёто только общеепархиальные проекты, а каждый приход в течение года проводит свои акции.

4.jpg

Ч ¬ладыка, управл€€ митрополией, ¬ы много раз за€вл€ли о том, что необходимо искать новые пути дл€ привлечени€ молодежи в церковь. „то удалось сделать, и пошла ли молодежь?

Ч я больше акцент ставлю не на привлечении, а на сохранении ее в церкви. —кажу честно Ц это наша болезнь. —ейчас наблюдаетс€ огромна€ активность молодых мам, принос€щих своих детей на причастие. ¬ каждом приходе ежедневно причащаютс€ от 30 до 100 младенцев. ѕроблема по€вл€етс€ немного позже, когда ребенок начинает взрослеть. «ачастую родители начинают воцерковл€тьс€, им кажетс€, что без церкви ребенок прожить не сможет. » начинают его заставл€ть посещать храм.  огда у ребенка по€вл€етс€ собственна€ вол€ и он ее может четко про€вл€ть, начинаетс€ избавление от всех штампов. ћы стараемс€ многое делать дл€ того, чтобы ребенок пон€л, что он церкви нужен.

Ёти дети, конечно, возвращаютс€ в церковь, но позже, начав собственную семейную жизнь и столкнувшись с аналогичными проблемами. Ќаши приходы очень изменились. ≈сли в 80-е годы это были бабушки или женщины в возрасте, то сейчас люди всех возрастов, начина€ с младенцев. ќдин мой знакомый, профессор московской академии как-то посетовал: Ђ” нас Ђстрашныйї приход (—в€той мученицы “ать€ны, покровительницы студентов. Ц ѕрим.ред) Ц нет бабушек. ¬се прихожане студенты. Ќет той атмосферы, котора€ царит в каждой церквиї.

 аждый из нас к Ѕогу приходит по-своему. —воими искани€ми, переживани€ми, утратами. Ќет легкого пути к Ѕогу. ћы ощущаем, что когда начинаетс€ трудное врем€ в жизни людей, кризисы, сразу приходы наполн€ютс€ теми, кто раньше приходил один-два раза в год.

Ч ѕредыдущий главный храм ѕензы строилс€ 24 года на пожертвовани€ людей. ¬ы в начале года в одном из интервью говорили, что в этом году начнутс€ внутренние работы. Ќа какой стадии сейчас строительство —пасского собора?

Ч ¬нутренние работы уже начались.   зиме, когда ѕенза покроетс€ белым покровом, этот собор буде кстати. —наружи в этом году будет сделано все, кроме цокол€. ≈го нужно обложить гранитом, и мы эту работу перенесем на следующий год. —ейчас иное врем€, чем при строительстве прежнего храма.  онечно, собор строилс€ на народные пожертвовани€, но основную часть давало государство. ¬се храмы в –оссии дл€ общественного пользовани€ строились по высочайшему указу. Ѕыл, как прин€то сейчас говорить, Ђлицензированныйї архитектор. ќн подавал свой проект. ѕроект утверждалс€, проходил экспертизу, и св€тейший —инод выдавал на него определенную сумму денег.

Ќовый храм масштабнее того, что был. —ейчас мы строим примерно по проекту, задуманному архиепископом “амбовским и ѕензенским ‘иофелом (–аевым). ќн успел заложить собор и построить колокольню.  огда в ѕензу приехал архиепископ √ай и увидел фундамент будущего строительства, он ужаснулс€ и уменьшил строительство.

—ейчас используютс€ другие технологии, чем прежде. я думаю, что если наши потомки захот€т взорвать —пасский собор еще раз, то им это будет очень сложно сделать. ¬ основном весь храм монолитный и обложенный кирпичом. —тоимость всего проекта около 1 млрд рублей, сейчас нами освоена половина Ц более 500 миллионов. —амо внутреннее убранство собора очень дорогосто€щее. Ќа сегодн€ мы изготавливаем иконостас. ¬нутри храма ведетс€ полна€ штукатурка, шпаклевка и установка декоративных деталей.

я надеюсь, что к концу следующего года мы собор уже увидим в довольно благолепном виде. ќн не будет внутри расписан, но первое богослужение мы уже проведем. Ќе буду ничего загадывать Ц это бессмысленно, но если все сложитс€ благополучно, так же, как в этом году, то к концу следующего года мы сможем пригласить —в€тейшего ѕатриарха дл€ осв€щени€ собора. ќн это очень ожидает.

2.jpg

Ч ћного времени уходит на управление митрополией, а на личные дела остаетс€ врем€?

Ч ” монаха нет личных дел. ” него все дела св€заны с церковью. ѕон€тно, что он не робот и нужно отдыхать, но пока € молодой, стараюсь не брать отпуск. ќднако один раз в год € совершаю паломническую поездку.

ѕоследний раз посетил свои родные места. ¬ августе совершил паломничество по св€тын€м Ћенинградской области. Ѕыл в јлександро-—вирском монастыре, пожил в тех местах, где жили мои предки. ƒуховно насытилс€ богатой северной природой Ћодейнопольского района, наход€щегос€ на самой границе с  арелией. ќчень красивое место. Ќа этой неделе буду совершать паломническую поездку на јфон. “акие короткие путешестви€ позвол€ют сменить обстановку.

ћой отдых Ц возможность побывать на природе, погул€ть с собакой. ќна на мен€ очень сильно обижаетс€ за то, что € редко это делаю. ¬ основном кого-то прошу выгуливать. Ћюблю почитать интересную книгу. ќдин раз в мес€ц позвол€ю себе отоспатьс€ от всех ночных бдений и ранних подъемов. я всегда вспоминаю слова многих мудрых людей, которые прошли монашеский путь. ќни всегда говорили: Ђ„ем меньше у монаха свободного времени, тем у него меньше грехов, страстей и соблазновї.

Ч  акое врем€ года больше всего любит митрополит —ерафим?

Ч ћы очень счастливые люди потому, что живем в средней полосе. «десь €рко выражены все времена года. Ёто сложности во врем€ отопительного сезона, в выборе одежды и всего прочего, но дл€ жизни человека великолепное место. ” нас нет посто€нной жары или холода, как в Ћенинградской области, а есть теплое лето и не очень сурова€ зима.

—амое мое любимое врем€ года - это золота€ осень и начало ма€.  огда нет гр€зи, начинают распускатьс€ деревь€, по€вл€ютс€ первые цветы. ѕравда, √осподь смир€ет, сейчас по€вилась аллерги€ на цветы (смеетс€), но это врем€ мне по-прежнему нравитс€. » осень, когда она, как в этом году, тепла€, золота€.

я доволен тем, что живу на своей родине и тем, что она така€. „ем больше € бываю за границей по служебным делам или с паломническими поездками, тем больше € восхищаюсь родным краем. —юда возвращаешьс€ и чувствуешь, что его лучше нет.

Ч ћожете ли составить “ќѕ-5 мест, которые должен об€зательно посетить в ѕензенской области паломник?

Ч ћогу. » даже скажу, что больше. Ќа первом месте ѕенза. «десь наход€тс€ мощи св€тител€ »ннокенти€ и ѕензенска€  азанска€ икона Ѕожьей матери. Ёто, так скажем, основное, что составл€ет пензенскую историю и все духовное богатство этого кра€. »кону принесли первопоселенцы из ћосквы и через нее прошли все поколени€ людей. ќна даже в советское врем€ никуда не исчезала.

Ќа втором Ц Ќижнеломовска€ икона Ѕожьей матери, наход€ща€с€ в  азанском монастыре Ќижнего Ћомова. Ёта икона €вленна€, она €вилась на источнике в 1663 году, и мы не знаем, когда она была написана. » великое чудо, что она сохранилась у благочестивых людей, хранивших ее и ждавших открыти€ монастыр€, чтобы ее туда передать. ¬ —алолейке и в самом монастыре наход€тс€ замечательные источники.

Ќа третьем месте Ц ќленевка и —оловцовка. ћеста, св€занные с нашим Ђнароднымї св€тым »оанном ќленевским.   нему всегда приходили массы людей и в советские годы, и сейчас, когда он прославлен.

Ќа четвертом месте - “роице-—канов монастырь в Ќаровчате. ќн €вл€етс€ Ђмонастырской жемчужинойї кра€. ” нас нет больше монастыр€, где бы так сохранилс€ весь ансамбль.

ѕ€тое место Ц —емиключье. ќно €вл€етс€ самым излюбленным местом паломничества не только пензенцев, но и жителей соседней —аратовской области. ћы начали развивать это место как скит с 2010 года. ѕривлекли благодетелей, построивших там церковь, большой каменный корпус и несколько других строений. —ейчас это целый религиозно-культурный комплекс, куда можно приехать искупатьс€ в источнике, набрать воды и просто погул€ть.

 роме этого, у нас много удивительных мест. ќткрылс€ замечательный монастырь на горе Ўихан (Ќикольский район), –адищево и јбл€зово, где сохранились старинные храмы.

ѕростите, что отн€ли у ¬ас много времени. Ѕлагодарим сердечно за прекрасную беседу!


»сточник фото: пресс-служба пензенской епархии

ћитрополит —ерафим    ѕензенска€ митрополи€    ёбилей    »нтервью    –ѕ÷    Ћюди
ѕоделитьс€
„»“ј…“≈ “ј ∆≈

ћировые новости