Митрополит Серафим: «Каждый из нас к Богу приходит по-своему»
25.09.2017 г., РИА Пензенской области. Незадолго до своего дня рождения корреспондент РИА Пензенской области встретился с архиереем, который рассказал, каково это – возглавлять митрополию.
Встреча прошла в рабочем кабинете в резиденции митрополита. Беседа началась с рассказа об этом здании, расположенном в историческом центре Пензы.
— Первым жившим здесь архиереем стал архиепископ Гай (Такоов), он занял этот дом в 1799 году, — начал разговор митрополит.— Всего до революции здесь проживало 18 архиереев. В том числе двое святых – святитель Иннокентий и святой мученик Тихон (Никоноров), который принял мученическую кончину в 1918 году, будучи архиепископом Воронежским.
В советское время здесь располагались в основном военные учреждения - комендатура, суд и все, что с этим связано. В 1996 году дом передали в собственность епархии, и я уже третий архиерей, проживающий в нем.
За последние 10 лет его постарались привести в надлежащий вид, и, я думаю, что этот дом в таком расцвете никогда не был. По воспоминаниям моих предшественников, здание всегда находилось в ужасном состоянии. К примеру, святитель Иннокентий два месяца не мог въехать в него, так как дом был не пригоден для проживания. До революции архиереи всегда занимали один из этажей - то второй, то третий. Я сейчас проживаю на втором.
В здании два храма. Один находится на третьем этаже и освящен в честь нерукотворного образа. Он появился самым первым. Раньше его украшали фрески великого Макарова, но, к сожалению, случившийся в 2010 году пожар их полностью уничтожил. Второй храм – пристрой к дому, который был сделан во времена Василия Ключевского. Сейчас это действующая Воскресенская церковь.
— С чего начинается день пензенского архиерея?
— Как у любого христианина – с молитвы. Если это обычный день, хотя трудно сказать, что обычно, а что нет, я прихожу в епархиальное управление и первую часть дня посвящаю приему граждан или священнослужителей. Вторую часть дня бываю на различных строящихся объектах. Обязательно посещаю семинарию, так как являюсь ее ректором.
Если другая вариация дня, то я еду на службу в один из пензенских приходов. Рано утром выезжаю, особенно если это отдаленный район, и, бывает, что отсутствую до позднего вечера. Обычные для архиерея дела. В основном это богослужения. В моем подчинении находится 155 приходов и четыре монастыря, духовная семинария. Основные праздники я служу в Пензе, в соборе. Чаще служу в монастырях. Подходит четвертый год, как я управляю Пензенской епархией, но службы провел еще не во всех приходах. Осталось посетить три. В этом году обязательно доеду.
— Несколько недель назад исполнилось пять лет со дня Вашего возведения в сан епископа. Скажите, что изменилось за это время в Вашей жизни?
— Можно сказать, что многое. Я избирался на маленькую кузнецкую кафедру и этим был очень доволен. Я всегда говорил, что Кузнецк в моей жизни оставил неизгладимый след. Переезд в Пензу стал для меня сюрпризом, и пришлось многому заново учиться, привыкать. В этом году еще одна круглая дата – 20 лет, как я начал служение священником в Пензе.
В ряду самых больших проблем на сегодняшний день – строительство кафедрального собора.
— Владыка, а вообще тяжело работать?
— Нет (смеется). Это моя детская мечта. Но, конечно, не архиереем быть, а священником. Поэтому сами богослужения для меня сложности не представляют. Я могу каждый день служить. В отношении исполнения обязанностей архиерея не все так просто. Весь клир епархии почти 200 человек – священники, дьяконы, монашествующие. С одной стороны, это не очень много, но, с другой, перевод священника с одного прихода на другой — это, как в математике, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
— Вы сказали, что быть священником – детская мечта. Что повлияло на Ваш выбор?
— Я «продукт» советского времени. Мама у меня была председателем партийной организации. Бабушка — верующей, но не могу сказать, что это было воспитательным моментом. Перелом произошел в переходном возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях со сверстниками в школе. В то время, в 1992 году, в Каменке появляется храм. Впервые я туда попал в день памяти Дмитрия Солунского, 8 ноября, когда службу совершал архиепископ Серафим (Тихонов). Каменский храм был переделан из дома культуры. Стены покрашены под стекло с разводами, небольшой иконостас. Засыпали и огородили оркестровую яму. Там было далеко до красоты, но богослужение оказало влияние на мою душу. Открытие храма обсуждали повсюду. В школе сверстники стали говорить об этом, после занятий заходили в церковь и рассматривали. Шептались, что «училка» пения поет в храме и привлекает к этому девочек. Я начал чаще заходить в церковь, и на это обратил внимание священник, который пригласил меня помогать в алтаре. Это меня привлекло, и на следующий год, когда я поехал в Троице-Сергиеву лавру, увиденное меня просто обворожило, и процесс очарования Церковью был завершен.
— А часто наказываете подчиненных?
— Приходится иногда. Священник, как и любой человек, – грешен. Поэтому иногда устраиваем разбирательства и наказываем. От этого тяжело и на сердце, и на душе.
— Хватает кандидатов в священники?
— Нет, конечно. Пензенские храмы все многоштатные. В городе 40 храмов, если мы в каждый поставим двух священников, то сразу необходимо 80 человек – это почти половина того, что есть. Однако у нас в городе, бывает, не по два священника, а больше. В соборах и монастырях их по четыре-пять. А настоятель в сельском приходе окормляет еще два-три таких же. Сейчас нам требуется как минимум еще 50 человек.
Будущих священников готовим в духовной семинарии. Единственное отличие, что у нас не светский вуз, где на одном потоке в несколько раз больше студентов. В семинарии готовится «штучный товар». Во-первых, туда не берут всех, кто желает, во-вторых, будущий семинарист должен быть верующим и подготовленным. Поэтому ежегодно на учебу мы набираем 10-15 человек, а выпускается 7-10 священников. Семинаристы ведут полумонашеский образ жизни. С 7 утра и до одиннадцати вечера они постоянно чем-то заняты. На отдых выделяется всего несколько часов.
— На прошедшем в августе празднике «Пензенский Спас» губернатор региона Иван Белозерцев наградил ряд жителей области, помогающих епархии в социальном служении. Я хотел бы спросить Вас о социальной роли Церкви. Кому в первую очередь помогает Церковь?
— У нас создано несколько церковных и церковно-общественных проектов. Все началось около десяти лет назад, когда при каждом приходе была создана социальная служба. Она занималась помощью обездоленным и малоимущим. В основном помогали продуктами и старались дополнить государственную социальную службу.
Позже появились более масштабные проекты. Одним из первых был «Квартал Луи», затем — «Дом Вероники». За год они помогают более 500 человек. Это в основном инвалиды и их родители. Воплотила эти проекты в жизнь Мария Львова-Белова при поддержке полпреда в ПФО Михаила Бабича. Она создала для инвалидов типографию, ансамбль, проводит различные обучающие мастер-классы.
В прошлом году открыли пансион «Серафим», похожий на садик с круглосуточным пребыванием. Там помогают одиноким мамочкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Они проживают в пансионе с ребенком и работают. За детьми присматривают опытные педагоги, а мама может ходить на работу. Если она сможет заработать необходимую сумму денег и обеспечить себя и свое чадо жильем, то все равно будет иметь возможность пользоваться услугами пансионата как детского сада.
Еще одним востребованным проектом будет открытие детского дома при женском монастыре на улице Кирова в Пензе. Помещения уже ремонтируются, мы просим у городских властей небольшой заброшенный участок для размещения на нем отдельной детской площадки. Думаю, что уже в следующем году он сможет начать работу.
Недавно мы начали еще один проект, вызывающий неоднозначные отклики у жителей Пензы – кормим бездомных. Думаю, что это неплохо. Понятно, что это люди асоциальные, но куда их денешь? Кому, как не церкви им помогать. Поступают жалобы на то, что мы их прикармливаем, а они безобразничают. В обществе есть какая-то «кривизна». Часто слышишь: «Я лучше собачку буду содержать, чем таких людей кормить». Я считаю, что это неправильно. Какой бы он человек не был, он все равно образ и подобие Божие, наши родственники. Нельзя разделять: кровные это родственники или нет. Это люди. Даже животные себе подобных прикармливают и помогают. Епархия на это тратит 35-45 тысяч рублей в месяц, чтобы ежедневно накормить бездомных. Также мы привлекаем медицинских работников, помогающих в сложных ситуациях со здоровьем.
Руководительнице нашего центра нужно было несколько недель, чтобы войти к ним в доверие и они начали брать пищу. Считаю этот проект очень нужным и важным.
Это только общеепархиальные проекты, а каждый приход в течение года проводит свои акции.
— Владыка, управляя митрополией, Вы много раз заявляли о том, что необходимо искать новые пути для привлечения молодежи в церковь. Что удалось сделать, и пошла ли молодежь?
— Я больше акцент ставлю не на привлечении, а на сохранении ее в церкви. Скажу честно – это наша болезнь. Сейчас наблюдается огромная активность молодых мам, приносящих своих детей на причастие. В каждом приходе ежедневно причащаются от 30 до 100 младенцев. Проблема появляется немного позже, когда ребенок начинает взрослеть. Зачастую родители начинают воцерковляться, им кажется, что без церкви ребенок прожить не сможет. И начинают его заставлять посещать храм. Когда у ребенка появляется собственная воля и он ее может четко проявлять, начинается избавление от всех штампов. Мы стараемся многое делать для того, чтобы ребенок понял, что он церкви нужен.
Эти дети, конечно, возвращаются в церковь, но позже, начав собственную семейную жизнь и столкнувшись с аналогичными проблемами. Наши приходы очень изменились. Если в 80-е годы это были бабушки или женщины в возрасте, то сейчас люди всех возрастов, начиная с младенцев. Один мой знакомый, профессор московской академии как-то посетовал: «У нас «страшный» приход (Святой мученицы Татьяны, покровительницы студентов. – Прим.ред) – нет бабушек. Все прихожане студенты. Нет той атмосферы, которая царит в каждой церкви».
Каждый из нас к Богу приходит по-своему. Своими исканиями, переживаниями, утратами. Нет легкого пути к Богу. Мы ощущаем, что когда начинается трудное время в жизни людей, кризисы, сразу приходы наполняются теми, кто раньше приходил один-два раза в год.
— Предыдущий главный храм Пензы строился 24 года на пожертвования людей. Вы в начале года в одном из интервью говорили, что в этом году начнутся внутренние работы. На какой стадии сейчас строительство Спасского собора?
— Внутренние работы уже начались. К зиме, когда Пенза покроется белым покровом, этот собор буде кстати. Снаружи в этом году будет сделано все, кроме цоколя. Его нужно обложить гранитом, и мы эту работу перенесем на следующий год. Сейчас иное время, чем при строительстве прежнего храма. Конечно, собор строился на народные пожертвования, но основную часть давало государство. Все храмы в России для общественного пользования строились по высочайшему указу. Был, как принято сейчас говорить, «лицензированный» архитектор. Он подавал свой проект. Проект утверждался, проходил экспертизу, и святейший Синод выдавал на него определенную сумму денег.
Новый храм масштабнее того, что был. Сейчас мы строим примерно по проекту, задуманному архиепископом Тамбовским и Пензенским Фиофелом (Раевым). Он успел заложить собор и построить колокольню. Когда в Пензу приехал архиепископ Гай и увидел фундамент будущего строительства, он ужаснулся и уменьшил строительство.
Сейчас используются другие технологии, чем прежде. Я думаю, что если наши потомки захотят взорвать Спасский собор еще раз, то им это будет очень сложно сделать. В основном весь храм монолитный и обложенный кирпичом. Стоимость всего проекта около 1 млрд рублей, сейчас нами освоена половина – более 500 миллионов. Само внутреннее убранство собора очень дорогостоящее. На сегодня мы изготавливаем иконостас. Внутри храма ведется полная штукатурка, шпаклевка и установка декоративных деталей.
Я надеюсь, что к концу следующего года мы собор уже увидим в довольно благолепном виде. Он не будет внутри расписан, но первое богослужение мы уже проведем. Не буду ничего загадывать – это бессмысленно, но если все сложится благополучно, так же, как в этом году, то к концу следующего года мы сможем пригласить Святейшего Патриарха для освящения собора. Он это очень ожидает.
— Много времени уходит на управление митрополией, а на личные дела остается время?
— У монаха нет личных дел. У него все дела связаны с церковью. Понятно, что он не робот и нужно отдыхать, но пока я молодой, стараюсь не брать отпуск. Однако один раз в год я совершаю паломническую поездку.
Последний раз посетил свои родные места. В августе совершил паломничество по святыням Ленинградской области. Был в Александро-Свирском монастыре, пожил в тех местах, где жили мои предки. Духовно насытился богатой северной природой Лодейнопольского района, находящегося на самой границе с Карелией. Очень красивое место. На этой неделе буду совершать паломническую поездку на Афон. Такие короткие путешествия позволяют сменить обстановку.
Мой отдых – возможность побывать на природе, погулять с собакой. Она на меня очень сильно обижается за то, что я редко это делаю. В основном кого-то прошу выгуливать. Люблю почитать интересную книгу. Один раз в месяц позволяю себе отоспаться от всех ночных бдений и ранних подъемов. Я всегда вспоминаю слова многих мудрых людей, которые прошли монашеский путь. Они всегда говорили: «Чем меньше у монаха свободного времени, тем у него меньше грехов, страстей и соблазнов».
— Какое время года больше всего любит митрополит Серафим?
— Мы очень счастливые люди потому, что живем в средней полосе. Здесь ярко выражены все времена года. Это сложности во время отопительного сезона, в выборе одежды и всего прочего, но для жизни человека великолепное место. У нас нет постоянной жары или холода, как в Ленинградской области, а есть теплое лето и не очень суровая зима.
Самое мое любимое время года - это золотая осень и начало мая. Когда нет грязи, начинают распускаться деревья, появляются первые цветы. Правда, Господь смиряет, сейчас появилась аллергия на цветы (смеется), но это время мне по-прежнему нравится. И осень, когда она, как в этом году, теплая, золотая.
Я доволен тем, что живу на своей родине и тем, что она такая. Чем больше я бываю за границей по служебным делам или с паломническими поездками, тем больше я восхищаюсь родным краем. Сюда возвращаешься и чувствуешь, что его лучше нет.
— Можете ли составить ТОП-5 мест, которые должен обязательно посетить в Пензенской области паломник?
— Могу. И даже скажу, что больше. На первом месте Пенза. Здесь находятся мощи святителя Иннокентия и Пензенская Казанская икона Божьей матери. Это, так скажем, основное, что составляет пензенскую историю и все духовное богатство этого края. Икону принесли первопоселенцы из Москвы и через нее прошли все поколения людей. Она даже в советское время никуда не исчезала.
На втором – Нижнеломовская икона Божьей матери, находящаяся в Казанском монастыре Нижнего Ломова. Эта икона явленная, она явилась на источнике в 1663 году, и мы не знаем, когда она была написана. И великое чудо, что она сохранилась у благочестивых людей, хранивших ее и ждавших открытия монастыря, чтобы ее туда передать. В Салолейке и в самом монастыре находятся замечательные источники.
На третьем месте – Оленевка и Соловцовка. Места, связанные с нашим «народным» святым Иоанном Оленевским. К нему всегда приходили массы людей и в советские годы, и сейчас, когда он прославлен.
На четвертом месте - Троице-Сканов монастырь в Наровчате. Он является «монастырской жемчужиной» края. У нас нет больше монастыря, где бы так сохранился весь ансамбль.
Пятое место – Семиключье. Оно является самым излюбленным местом паломничества не только пензенцев, но и жителей соседней Саратовской области. Мы начали развивать это место как скит с 2010 года. Привлекли благодетелей, построивших там церковь, большой каменный корпус и несколько других строений. Сейчас это целый религиозно-культурный комплекс, куда можно приехать искупаться в источнике, набрать воды и просто погулять.
Кроме этого, у нас много удивительных мест. Открылся замечательный монастырь на горе Шихан (Никольский район), Радищево и Аблязово, где сохранились старинные храмы.
Простите, что отняли у Вас много времени. Благодарим сердечно за прекрасную беседу!
Источник фото: пресс-служба пензенской епархии