Пензенский Роспотребнадзор ответил, правомерен ли отказ в обслуживании покупателя без маски
У многих пензенцев в связи с действием в регионе режима повышенной готовности с обязательным использованием индивидуальных средств защиты в общественных местах возникает вопрос: могут ли покупателю отказать в обслуживании, если он не надел маску. Этот вопрос волнует как покупателей, так и сотрудников торговых предприятий. Правомерен или нет отказ в обслуживании граждан, посещающих торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, разъяснило управление Роспотребнадзора по Пензенской области.
В подготовленном пресс-службой управления материале собраны разъяснения правовых аспектов отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в режиме их обязательного использования.
«В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-19, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа», - подчеркивают в Роспотребнадзоре.
Учитывая это и исходя из сложившейся в регионе эпидемиологической ситуации, губернатор Пензенской области в числе вводимых ограничительных мер при введении и последующем продлении режима повышенной готовности предусмотрел обязательное ношение масок в общественных местах, в частности, в торговых объектах, в общественном транспорте и других местах массового скопления людей.
Соотвественно, есть принятый в установленном порядке документ, обязывающий граждан носить маски в определенных местах. При несоблюдении требований виновные могут быть привлечены к ответственности.
«Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации», - отмечают эксперты.
Но значит ли это, что можно отказать нарушителю в обслуживании? В Роспотребнадзоре считают, что да. Исходя из вышесказанного, эксперты делают вывод, что отказ в обслуживании не является ущемлением прав посетителя.
«действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации)», - объясняют юридическую сторону вопроса в управлении.
«При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - напоминают в Роспотребнадзоре.