Телефонное мошенничество
Сегодня телефонное мошенничество – одно из самых распространенных преступлений.
Суть телефонного мошенничества элементарна. Вам звонят и сообщают нечто, после чего вы лишаетесь определенной суммы денег. Рассмотрим некоторые варианты такого мошенничества.
Просьбы о помощи от лица друзей или родственников.
Наверняка большинство владельцев мобильных телефонов хотя бы раз получали СМС сомнительного содержания. Более сложная схема – звонок от человека, который может представиться сотрудником правоохранительных органов. В большинстве случаев сообщается, что кто-то из родственников совершил преступное деяние и чтобы избежать ответственности, требуется передать некую денежную сумму.
Человеку звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. При попытке перезвонить абонент либо получает в ответ длинные гудки, либо «общается» с включенным автоответчиком. И в том, и в другом случае звонок платный, и деньги со счета любопытного владельца мобильника переходят на счета мошенника.
Пополнение счета чужого телефона. Чаще всего речь идет о просьбе от «друга» или «ребенка» с просьбой пополнить счет того номера, откуда пришло сообщение. Другой вариант — звонок или СМС от незнакомца, который «случайно ошибся», пополняя баланс мобильного телефона, положил деньги не на свой номер, а на номер абонента, а теперь просить «вернуть» средства, пополнив счет его «мобильника».
Розыгрыш ценного приза от мобильного оператора, банка, представительства известного товарного знака, объявление о распродаже или покупках по сверхвыгодной цене…. И за всё это предлагается «всего лишь» внести небольшую денежную сумму на счет, указанный в сообщении.
На телефон приходит СМС от «банка» или мошенники звонят, представляясь его сотрудниками и сообщают о том, что заблокирована банковская карта или имеется задолженность по кредиту. По просьбе «банка» владелец телефона сообщает мошенникам номер карты и её пин-код, пароль от «Личного кабинета», персональные данные и прочую информацию, которую следовало бы держать в секрете. В такой ситуации деньги с банковского счета обманутого абонента действительно бесследно исчезают.
Как реагировать на попытки обмана:
1. Получая тревожные звонки или сообщения, главное постараться успокоиться и не принимать решений сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.
2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях, на интернет-сайтах и прочее.
3. Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники первое, что нужно сделать, попытаться узнать как можно больше информации о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.
4. Прежде, чем реагировать на сообщения или звонки от «родственников» или «друзей», нужно попытаться дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение, или кому-то из его близких, с которыми он в настоящее время может находиться.
5. Не спешите переводить или отдавать деньги. Требование внести денежную сумму, например, в качестве залога при розыгрыше призов или пополнить «контрольный» счет банка должно сразу насторожить.