Увлечение воспитывает личность
21.03.2018, РИА Пензенской области, Нижнеломовский район. Наталья Клименко. Избежать интернет-зависимости с помощью игры в шахматы детям успешно помогает педагог дополнительного образования Центра детского творчества Нижнеломовского района Игорь Боровков.
Образовательные учреждения всегда испытывали дефицит в мужчинах-педагогах, но Игорь Валентинович уже более 15 лет работает в дополнительном образовании с детьми разного возраста. Интеллигентный, в хорошей физической форме и доброжелательный, он сразу же располагает к себе мальчишек и девчонок, которые приходят в Центр детского творчества заниматься каким-либо любимым делом.
Несколько лет Игорь Валентинович руководил фотокружком, где учил детей видеть необыкновенное в обыкновенном. Для этого тоже нужен талант, а точнее, душа, тонко чувствующая красоту окружающего мира. С детских лет, живя среди лесов и полей, он полюбил тишину и неторопливость сельской жизни, неброский деревенский быт, рыбалку на утренней зорьке, прогулки на лыжах по зимнему лесу… А позже всё это появилось на его фотографиях, которые буквально дышали любовью к просторам родного края. И детей Игорь Валентинович учил запечатлевать те мгновения жизни, которые потом изумляли и восхищали своей непосредственностью. Участие в конкурсах различного уровня всегда имело дух соперничества, так как фотографией занималось очень много детей, но воспитанники Игоря Валентиновича не раз доказывали оригинальность и профессиональный подход к искусству фотографирования.
Последние три года педагог увлечённо занимается шахматными баталиями. Проект «Шахматная школа», рекомендованный резолюцией VI Всероссийского совещания работников дополнительного образования, в Центре детского творчества реализовался в объединении «Шахматы и шашки». Наблюдая за игрой юных шахматистов, можно заметить, как воспитывается усидчивость, внимательность, логическое мышление и память. А главное, ребёнок учится самостоятельно думать, предвидеть развитие ситуации, что так важно использовать в жизни.
Для занятий шахматами в Центре детского творчества созданы все условия. Надо сказать, что инициатива создания шахматной школы принадлежала директору Центра Любови Разумовой. Как администратор, она заботится не только о комфортных условиях для педагогов и детей: Любовь Владимировна чутко улавливает новые веяния в сфере дополнительного образования и смело экспериментирует. Сейчас уже совершенно очевидно, что эксперимент с шахматами имеет верное обоснование и подкреплён материальной базой: приобретены большие деревянные доски с крупными шахматными фигурами и уникальная магнитно-маркерная доска. Безусловно, это достижение технического прогресса вызывает особый интерес у детей, так как доска закреплена на стене, а сами фигуры магнитные. Почему вдруг выбрано такое решение для юных шахматистов? А объяснение простое: детям сложно долгое время сидеть на одном месте, играя в обычные шахматы. С магнитной доской им не нужно сидеть, а, наоборот, надо двигаться!
Мы поинтересовались у Игоря Валентиновича, есть ли в его объединении свои «звёздочки», то есть ребята, отличающиеся особыми успехами в шахматной игре.
– Я занимаюсь с детьми разного возраста, и порой особенно удивляют способностями малыши. Например, Вадим Поясков учится в начальной школе, но участвует в районных соревнованиях довольно успешно. Игре в шахматы его научил дед, которого он тоже обыгрывает. Правда, нечасто. Но с какой гордостью Вадим говорит об этом!
А Никита Бондаренко, учащийся 5 класса, к шахматам относится не просто как к увлечению: он проигрывает партии в компьютере, чтобы затем использовать опыт в поединках с серьёзным противником.
…Не случайно шахматы называют гимнастикой для ума. Действительно, это занятие даёт много положительного для развития ребёнка, но самое важное – приучает не только запоминать информацию, но и искать оригинальные, нестандартные решения. Именно эти качества особенно необходимы сегодня молодому поколению.