Учитель английского языка из Нижнего Ломова знает язык в совершенстве
14.12.2017, РИА Пензенской области, Нижнеломовский район. Наталья Клименко. Двухнедельную языковую стажировку в Англии проходили педагоги из районов Пензенской области, среди которых и учитель из Нижнего Ломова – Яна Николаевна Бессонова.
Всего 12 учителей иностранного языка приняли участие в программе по повышению квалификации, инициатором которой был губернатор И. А. Белозерцев.
Напомним, что в сентябре 60 преподавателей английского языка из районных центров прошли непростую систему отбора и, сдав определённый экзамен по говорению, аудированию, 12 счастливчиков получили возможность отправиться на учёбу в Англию, где все формы обучения были направлены на совершенствование техники ведения урока на иностранном языке.
Погружение в атмосферу иноязычной среды в реальной жизни, обучение у зарубежных специалистов сделали пребывание в Великобритании максимально полезным.
Мы встретились с учителем английского языка школы № 2 Яной Николаевной Бессоновой в редакции газеты и смогли узнать многие подробности этого интересного путешествия.
– Яна Николаевна, какими были первые впечатления о стране, о которой Вы уже столько знали, читали?
– Во-первых, англичане очень жизнерадостны и улыбчивы. Такое отношение в чужой стране, конечно, приятно и сразу успокаивает. Они всегда готовы объяснить незнакомому человеку, как пройти на ту или иную улицу, подсказать с маршрутом транспорта. Одним словом, англичане толерантный народ, а к русским относятся даже с симпатией. Во-вторых, надо отметить их пунктуальность. Наши занятия в колледже начинались в 8:15, и преподаватели ни разу не задержались даже на секунду.
– Интересно, какое значение они придают одежде? Так ли, как мы, стремятся следовать моде? Ценят ли дорогую одежду, украшения?
– Общее впечатление говорит о том, что главное для англичан – это удобство в одежде. Даже в колледже мы смогли увидеть, что кто-то одет с «иголочки», а кто-то предпочитает простоту и непритязательность.
– Как проходило ваше обучение, и каков его результат?
– Первоначально каждый из нас испытывал волнение от того, что был страх оказаться непонятым или просто допустить ошибки при общении с преподавателями, которые читали нам лекции по фонетике, коррекции ошибок и игровой методике обучения.
Но вскоре скованность ушла, так как нам предстояло самим давать уроки на английском языке эмигрантам.
– Сложно было? Это ведь взрослые люди, а не школьники...
– Здесь были, конечно, определённые трудности. Ведь русским детям можно что-то объяснить на родном языке, а для иностранцев нужно было находить другой способ общения, так как среди моих взрослых учеников были представители даже африканского континента.
В обучении англичане предпочитают групповую работу, потому что именно она воспитывает толерантность. В моей группе были люди абсолютно всех возрастов. Например, одному юноше было 17 лет, а мужчине из Финляндии – 67 лет. А всего на уроке присутствовало 22 человека, причём учить приходилось вечером, когда эти люди возвращались с работы уставшими.
– Нетрудно догадаться, каких усилий стоило увлечь их познанием языка. Личное обаяние имело значение?
– Наверное, да. Доброжелательность и улыбка всегда располагают к себе и уничтожают преграду к общению.
– Как проводили свободное время?
– В субботу и воскресенье мы путешествовали: ездили в Лондон и портовый город Рай. К сожалению, знаменитый Биг-бен стоял в «лесах»: начался ремонт. В Англии очень трепетно относятся к старине, поэтому даже полуразрушенные замки со временем реставрируются. И памятники тоже никто не сносит! Наверное, это объяснить можно только культурой людей. В городе Гастингс, где мы жили, обращает на себя внимание обилие лавочек. Оказывается, их ставят в честь умерших родственников. Конечно же, по личному желанию.
– Известно, что англичане очень любят цветы. Какой цветок у них самый важный?
– В России традиционными на всех мероприятиях являются гвоздики, а у них – маки. Дело в том, что одна из кровопролитных битв проходила на маковом поле, отсюда такое почтение к этому недолговечному цветку.
– А как в Англии относятся к детям? Воспитание строгое?
– В местных школах нам не удалось побывать, но мы видели учащихся на улицах города. Одеты они в единую форму с разной гаммой цветов. Родители стараются закаливать своих деток очень рано, поэтому одевают их легко, не укутывают. Да и сам способ общения родителей и детей отличается от нашего: это я поняла, прислушиваясь к разговорам своих попутчиков.
– Местные жители понимали, что вы иностранцы? Языковой барьер ощущался?
– О том, что погружение в языковую среду имеет результат, я поняла, когда поймала себя на мысли, что не перевожу фразы на русский, а понимаю всё синхронно. А окончательная уверенность появилась, когда я объясняла прохожему, как найти нужную улицу и здание. Для того чтобы убедиться в правильности объяснения, даже задержалась немного и увидела, что человек пришёл именно туда.
– Замки, парки, площади, щепетильное отношение к чистоте и порядку, наверное, вызывали восхищение?
– Как ни странно, но, глядя на достопримечательности Англии, я почему-то представляла наши купола церквей, Красную площадь… Разве у нас этой красоты меньше?
– То есть в Англии Вы особенно остро почувствовали свой патриотизм?
– Невозможно передать никакими словами, что я пережила, когда самолёт приземлился на Родине. Наверное, надо действительно на время покинуть её, чтобы понять, как дорога нам Россия. Из Англии мы улетали при плюсовой температуре, а в Москве уже лежал снежок и ударил лёгкий морозец. Как это всё было приятно видеть! Кстати, в Англии снег выпадал всего несколько раз в году, и правительство страны отменяло не только занятия в учебных заведениях, но и работу всего взрослого населения. Решение в этом случае удивительно прагматичное: легче оплатить рабочий день, чем эксплуатировать технику.
– Яна Николаевна, как ваши ученики отнеслись к поездке в Англию?
– Ждали, конечно, моего возвращения с нетерпением. Даже празднование Дня матери отложили до моего приезда.
– Уже начались обычные трудовые будни: уроки, конспекты... Что изменилось в вашей жизни после такого значительного события?
– Без сомнения, прибавилось знаний, впечатлений и уверенности в себе как учителе английского языка. Кроме того, я убедилась, что у меня есть свой путь в преподавании, который связан с использованием жестов. Ну а самое главное, поняла, как люблю Россию, что никакие красоты чужбины не лишат меня этого трогательного чувства.
– Яна Николаевна, спасибо за беседу, а вашим ученикам желаем успехов в освоении английского языка.