«Не мы выбираем, а нас выбирают»
21.05.2021, РИА Пензенской области, Нижнеломовский район. Елена Позднякова. 25 мая филологи нашей страны отметят свой профессиональный праздник. В их числе и учитель средней школы № 4 города Нижний Ломов Людмила Васильевна Перетрухина.
Изначально Людмила Васильевна стать педагогом никогда и не мечтала. Она относилась к тем школьникам, которые сомневались в выборе будущей профессии. В 10 классе ей понравилась производственная практика в магазине, и отличница, председатель ученического комитета, активистка зажглась идеей стать продавцом. Но когда после окончания школы она встретила своих одноклассников в автобусе, которые ехали подавать документы в институты, девушке показалось неловким признаться, что она собралась учиться в торговом техникуме, и она вдруг сказала: «А я пойду в педагогический».
И эта фраза решила её судьбу. Людмила Васильевна до сих пор не любит планировать жизнь наперёд, а стремится наслаждаться каждым днём и радоваться неожиданным моментам. Она с лёгкостью поступила на историко-филологический факультет. А через два года его разделили, и девушка выбрала филологическое направление, ведь у неё была врождённая грамотность. Учиться было легко и интересно. До сих пор педагог с любовью и теплотой вспоминает своих преподавателей и одногруппников.
После института молодой педагог год проработала в Колышлейской школе, затем вышла замуж и переехала в Нижний Ломов. И местом её работы уже 31 год является средняя школа № 4. Свои предметы – русский язык и литературу – Людмила Васильевна считает сложными. Несмотря на то что русский – родной язык, многим он даётся трудно. И из поколения в поколение дети меняются. У них свои герои, интересы. Но если их заинтересовать, то всегда найдутся читающие ученики, которые будут любить литературу и относиться к ней с огромным трепетом и уважением. Большую роль в этом, по мнению Людмилы Васильевны, конечно же, играет семья. Если родители сами читают, с маленького возраста приучали ребёнка к литературе и чтению книг, то и у их чада обязательно проснётся интерес к книге.
– Уже по глазам видно, будет ли литература интересна ученику, – говорит Людмила Васильевна.
– А сильно ли сказывается родительский контроль на успеваемости ребёнка в школе?
– Дети тогда будут хорошо учиться, если родители их контролируют. Не нужно разбираться во всех предметах. Но проверить наличие домашний работы в тетради у ребёнка может каждый.
– А как со временем меняется отношение школьников к литературе?
– Сейчас дети стали меньше интересоваться русской литературой. И это плохо. Какой будет лексика ребёнка без знания классики, золотых образцов творчества писателей и поэтов? Поэтому я всячески стараюсь заинтересовывать учеников, прививать им любовь к русской классике. Для этого хорошо помогают видео- и аудиозаписи. Я всегда выбираю только чёрно-белые фильмы. Они помогают восприятию произведения и его осмыслению. Также мы часто ездим в театры, по Лермонтовским местам, в Наровчат, на Бунинский праздник. Детям эти путешествия очень нравятся, они их с нетерпением ждут.
– Современные школьники часто увлекаются японскими и китайскими книгами или аниме. Как вы относитесь к такой литературе?
– Ещё несколько лет назад эта литература была под запретом. А сейчас школьники пишут по ней исследовательские работы. Я в большей степени отношусь к этому интересу отрицательно. Нельзя положительно относиться к иностранному, хорошо не зная своего. Поэтому ребята в первую очередь должны обращать внимание на русскую литературу, а уже потом на зарубежную. Не нужно быть иванами, не помнящими родства. Хотя школьникам интересно, как решаются те же самые проблемы за рубежом, как их сверстники, оказавшись в сложной ситуации, находят из неё выход.
– А всегда ли дети правильно понимают смысл прочитанного? Ведь сейчас многим подросткам трудно высказать свои мысли правильно, есть проблемы с коммуникацией.
– Действительно, такая проблема есть. Чтобы её решить, мы используем смысловое чтение: читаем фрагменты, определяем тему и мысль текста, для чего автор написал своё произведение. А в 9 классе есть специальный экзамен – устное собеседование. Это несколько заданий на коммуникативные функции ребёнка. Есть дети, которым это даётся трудно.
– Что должен делать учитель, чтобы привить детям любовь к литературе и русскому языку?
– Главное – заинтересовать. Поэтому я всегда веду свои уроки с открытой дверью. Я не боюсь, что кто-то, кроме учеников, услышит или увидит мои занятия. Стараюсь преподавать легко и непринуждённо, потому что мне это нравится. Я занимаюсь любимым делом, и эта любовь передаётся детям.
– А насколько важна для педагога дисциплина?
– Как говорят дети: «Строгая, но не злая». Всегда должен быть баланс. Нужно обращать внимание на интересы детей, говорить с ними на любые темы, поддерживать их. Но порядок – залог успешного обучения.
Людмила Васильевна ни разу не пожалела о выборе своей профессии. Она вообще считает себя самым счастливым человеком. О её профессиональном успехе говорит множество наград разного уровня, в том числе и грамота Министерства просвещения и науки, но самая большая заслуга – это любовь и уважение её учеников.