Действия «Почты России» законны
Автор: А.С. Елистратова, врио Уполномоченного по правам человека в Пензенской области.
В редакцию газеты «Знамя труда» поступила жалоба от жителей города Никольска о том, что в отделениях "Почты России" людей заставляют заполнять какие-то непонятные анкеты и опросные листы. Одна женщина провела в отделении "Почты России" почти час. Ей не выдавали посылку наложенным платежом до тех пор, пока она не заполнила какие-то ненужные (по ее словам) анкеты. Во-первых, такого никогда не было: люди заполняли извещение о посылке плюс заполняли квитанцию на перевод денег тому, кто выслал посылку. Затем оплачивали посылку и забирали ее. Теперь все не так просто.
Без заполнения опросников людям не выдают посылки. В анкетах при получении посылки люди должны давать какие-то сведения о семье, данные ИНН, страхового свидетельства и прочее. Законно ли это? На основании обращения редакция сделала запрос Уполномоченному по правам человека в Пензенской области, и вот какой ответ мы получили:
- В соответствии со статьей 10 закона Пензенской области от 10.10.2007 №1392-ЗПО «Об Уполномоченном по правам человека в Пензенской области», уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) территориальных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
В рамках рассмотрения обращения был направлен соответствующий запрос в УФПС Пензенской области – филиал ФГУП «Почта России». Из представленной информации следует, что указанные анкета и опросный лист заполняются с целью идентификации клиента в соответствии с требованиями ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001№115-ФЗ, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени риска совершения операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Анкета клиента и лист опроса заполняются при оказании следующих услуг: физическими лицами при приеме /выплате почтового перевода денежных средств, в том числе наложенного платежа; при осуществлении платежей и при установлении с клиентом договорных отношений об участии в лотереях, а также выплате выигрышей по таким договорам, на сумму, равную или превышающую 15 000 рублей; при приеме регистрируемого почтового отправления с объявленной ценностью и наложенным платежом.
Юридическими лицами (без заключенного договора), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися частной практикой, иностранными структурами без образования юридического лица при приеме/выплате почтового перевода денежных средств, в том числе наложенного платежа, при приеме регистрируемого почтового отправления с объявленной ценностью.
При отказе клиента от заполнения данных анкеты клиента/листа опроса оператор почтовой связи вправе отказать в предоставлении услуг почтовой связи.
Разъясняю, что в случае несогласия с действиями отделения почтовой связи они могут быть обжалованы в судебном порядке. Также по сведениям, представленным УФПС Пензенской области - филиал ФГУП «Почта России», информация для клиентов о заполнении анкет клиентов и листов опроса размещена в отделениях почтовой связи на стендах с информационным материалом.