Спорт для учителя – это образ жизни
Малахов Денис Александрович - учитель физической культуры школы №4 г. Никольска – участник очного этапа областного конкурса «Учитель года Пензенской области 2018 года».
Как говорит Денис Александрович, он и не мечтал стать учителем, ему всегда нравились профессии, связанные с риском, – пожарный, офицер, врач скорой помощи, космонавт. Но в судьбе Дениса Александровича огромную роль сыграл его учитель физической культуры, он не стоял у доски и что-то там писал и объяснял, он постоянно был в движении. Поэтому Денис Александрович пошел по стопам своего наставника и в 2003 году окончил Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского по специальности «физическая культура и спорт». С 2009 по 2012 годы работал в Детской юношеской спортивной школе Никольского района в должности тренера-преподавателя по плаванию. С 2012 года работает в средней школе №4 г. Никольска учителем физической культуры.
Педагогические принципы Дениса Александровича – разнообразие методик, сочетание упражнений высокого, среднего, низкого уровней, обязательное включение игровых моментов. По мнению Дениса Александровича, физическая культура в современной школе требует не только знаний и умений, но и обаяния. Иначе как оторвать учеников от ноутбуков, телефонов, планшетов, заставить их двигаться, работать над собой, заниматься конструированием своего тела? Физическая культура – это здоровый образ жизни, это испытание силы духа, это выполнение норм ГТО, это навыки командной борьбы. Денис Александрович – человек, который умеет ценить время, ему хочется везде успеть, и это ему удаётся, потому что время – это главный в жизни ресурс. Вот что он рассказывает о себе.
«Я каждое утро, как киноплёнку, прокручиваю занимательные кадры своей работы, добавляя что-то новое и интересное. Признаюсь, сравнение моей школьной жизни с кадрами из кино не случайно. У меня вообще есть заветная мечта: создать фильм о моей родной школе, о современных мальчишках и девчонках, ведущих незримый бой с собственными комплексами и пороками жизни, о великом учительском труде. Поэтому с 2013 являюсь руководителем школьной студии «ОКО» - дети сами придумали такое название - «Объективное Кинематографическое Объединение», которое было создано благодаря открывшемуся в нашей школе Центру Молодежного Инновационного Творчества «ТЕХНИК».
Центр Молодежного Инновационного Творчества «Техник» и студия «ОКО» - ещё две сферы развития моих способностей. Принтеры 3Д, новые тех-нологии пришлось осваивать для новых шагов в профессиональной деятельности, видеокамеру и видеопрограммы – для создания фильмов. Мне всё интересно! Ведь я – учитель! Я не только учу, но сам постоянно учусь и совершенствуюсь.
В прошлом году я отправил детские анимационные работы на конкурс, призового места мы не заняли, но мне предложили стать региональным партнером Всероссийского проекта «Анимационная летопись «Герои моей семьи – герои моей страны», который мы с детьми успешно реализуем. И надеемся, наши работы на конкурсах разных уровней будут занимать первые и призовые места!
Ну, а если подбирать синонимы к слову «учитель», то можно найти их немало: преподаватель, педагог, наставник, мастер, психолог, старший друг, а применимо к моей специальности, ещё и тренер. Но учитель – это всё-таки лучше, точнее, важнее, чем все перечисленные слова. Учить детей чему-то и воспитывать, быть примером для них и при этом самому постоянно учиться, жить их проблемами, чувствовать веяние времени, беспрестанно искать что-то интересное. Осознание важности того, что ты делаешь в профессии, приходит не сразу. Приходится пробираться к этому пониманию как через дремучий лес, как через реку с многочисленными порогами и неожиданными поворотами. В учительской профессии нет готовых схем, которые подходили бы к любой ситуации. Учить сложно. Это только говорить просто: «Нужно найти подход к каждому ученику». А попробуй, найди! Все дети разные. Одним аршином всех не измеришь. Или: «Терпенье и труд всё перетрут». Да, труд даёт плоды. Но на деле больше сомнений, разочарований, тревог, чем успехов, поводов для гордости, удовлетворения.
Вот почему я – учитель! Профессия никогда не позволит мне скучать, она требует постоянного профессионального развития и совершенствования. Ведь постоянное увеличение информации, развитие компьютерной техники и требование детей, их запросы, мысли, фантазии, заставляют меня всегда шагать в ногу с прогрессом. Постоянные самосовершенствование, самообразование и самоорганизация - главное в моей работе. Поэтому, когда мне предложили поучаствовать в конкурсе «Учитель года», я с радостью согласился, хотелось поделиться с коллегами опытом, и, конечно, узнать много нового, перенять новые приемы, познакомиться с новыми людьми. Мой мастер-класс, который я демонстрировал на конкурсной сцене на тему: «Об опыте работы с учащимися по внедрению комплекса ГТО, новые подходы и технологии» был оценен очень высоко, заместитель министра образования Лилия Чащина просила взять опыт для дальнейшего распространения. Поэтому меня в составе группы педагогов физической культуры Пензенской области пригласили на Всероссийскую научно-практическую конференцию на тему: «Приоритетные направления развития физической культуры и массового спорта», прошедшую в рамках XII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» 1 июня 2018 года в Москве. Для меня это большой опыт и, конечно, движение вверх, как у спортсмена. И поэтому, если бы меня спросили, что бы вы хотели изменить в своей жизни, я бы сказал – ничего. А своим детям и воспитанникам я всегда говорю – занимайтесь спортом, только он воспитывает силу воли и помогает развивать в характере целеустремлённость, настойчивость, ответственность и инициативность».
О Денисе Александровиче можно рассказывать ещё долго, как разносторонний человек он своим талантом охватывает разные сферы деятельности: он - наставник кадетского класса по линии МЧС, он - куратор Всероссийского молодёжного фестиваля научно-популярного фильма «KinnoFest», он - руководитель направления 3D-моделирования в кружке «Наукоград», он - участник Всерос-сийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мастер педагогического труда», он стремится быть отрытым обществу и самостоятельно создаёт сайты для себя и для своих воспитанников-кадетов, он - организатор шести профильных смен по видеотворчеству, а также куратор проекта «Я учусь плавать». Да, именно такие педагоги нужны современной школе – мобильные, инициативные и творческие. А на вопрос, что помогает Денису Александровичу быть таким разносторонним, он отвечает: «Просто я люблю спорт, для меня это – образ жизни! И если мои воспитанники чего-то добиваются, я считаю это своей победой».