Педагог, психолог и воспитатель
11.06.2018 г. РИА Пензенской области, Никольский район, София Лаврова.
Елена родилась в Никольске в 1981 году. Мечтая стать учителем, она поступает в Городищенское педагогическое училище. Несмотря на то, что в школе она обожала математику, выбор падает на специальность учителя начальных классов. Окончив учебу, Елена, не раздумывая, возвращается на родину. Работу долго искать не пришлось. Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних «Мечта» только открылся, и юная 19-летняя учительница устроилась туда на должность воспитателя.
Одно дело, когда ты планируешь работать учителем в школе или воспитателем в детском саду, и другое, когда переступаешь порог социально-реабилитационного центра. По словам Елены, несмотря на небольшое сходство, у них разные сферы деятельности: стиль жизни другой, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление, разновозрастные дети в пределах одной группы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, пережившие стресс и нуждающиеся в помощи и поддержке. Здесь мало быть просто воспитателем, мало быть просто педагогом. Поэтому, чтобы лучше разбираться в психологии детей разного возраста и иметь возможность быть действительно им полезной, Елена, не отрываясь от работы, поступает на заочное отделение СГА на специальность «Психолог».
«Чтобы найти общий язык с ребенком, нужно создать благоприятную обстановку вокруг него. К тому дети все разные – к каждому нужен свой подход, ведь не каждый спокойно реагирует на вынужденный уход из семьи, как бы тяжело и плохо ему там не было. В начале моей трудовой деятельности в «Мечте», было много случаев, когда родителей лишали родительских прав, и ребенка приходилось отдавать в детский дом. Вы бы видели их глаза… О том, что их отдают в детский дом, они узнавали перед самым отъездом. Больно было не только им, но и нам, ведь, несмотря на небольшое время их пребывания в «Мечте», мы успеваем к ним привязаться, каждый ребенок проходит через наше сердце. Сейчас детей, от которых отказались родители (чаще лишенные прав на ребенка), забирают в приемные семьи: стресс ни такой большой, поскольку они идут жить в домашнюю теплую обстановку. Ребенок он и есть ребенок: несмотря на то, что ему порой здесь лучше, он все-равно скучает по своим родителям.
Каких-то специальных методик для воспитателей социально-реабилитационных центров нет, и приходится самим перерабатывать то, что используется в образовании, постоянно учиться и совершенствоваться. Сравнивать нашу работу с работой педагогов и воспитателей в детских садах не приходится, поскольку она больше похожа на работу сотрудников детского дома».
Сейчас Елена - воспитатель группы, где дети прибывают круглосуточно. В ней на данный момент 15 человек в возрасте от 3 до 9 лет. Дети живут здесь от месяца до полугода в зависимости от того, какая жизненная ситуация у ребенка. Однако трудная жизненная ситуация – это единственное, что отличает их от обычных ребят. Они также, как и все, ходят в школу, посещают различные секции, общаются со сверстниками. Дошколят отводят в детский садик. Дети не сидят в четырех стенах: активно участвуют в мероприятиях, проводимых в «Мечте», ездят в различные поездки, ходят на экскурсии, участвуют в творческих конкурсах.
Режим дня детей сложно назвать строгим: он меняется в зависимости от того, учебное это время или время каникул. Но у самих воспитателей, в том числе и у Елены, график работы скользящий, не зависящий от дня или ночи, выходных или праздничных дней. Казалось бы, при такой нагрузке, как и у педагогов, психологов, воспитателей детских садов, можно ожидать эмоционального выгорания. Однако, по словам Елены, она с этим, к счастью, не столкнулась, несмотря на большой стаж работы в социально-реабилитационном центре. Скорее всего, потому, что дети в группе разного возраста, разного пола и характера и работа ведется индивидуально с каждым ребенком, к тому же лица периодически меняются: кто-то возвращается в семью, кто-то приходит новый. К тому же, пока воспитатель занимается с одним ребенком, других забирает к себе на занятие музыкальный руководитель или логопед, социальный педагог.
Бывает так, что детишек приводят практически ни с чем и сотрудники «Мечты» предоставляют им одежду, обувь и канцтовары к школе, с которыми порой помогают никольчане, принося кто новые, кто бывшие в употреблении, но чистые и аккуратные вещи. «Ведь своего ребенка в рваном, сильно изношенном в школу или детский сад не отправишь, так и мы не можем допустить такого, - говорит Елена. - Поэтому, если есть желание помочь, обратите на это внимание. А то были случаи, что достают из старинных залежей уже потрепанное, почти истлевшее, что уже можно было пустить на хозяйственные нужды или выкинуть, и несут, словно этим помогают. Обидно».
После полутора часов беседы с Еленой стало ясно, что она очень любит детей и не жалеет о выбранном пути. Ведь речь за все это время шла именно о них и о тех чувствах, которые нельзя не испытать, видя ребенка в сложный для него жизненный период. И помощь здесь как нельзя кстати.
Я даже не назвала бы это работой в привычном смысле этого слова. Ведь здесь как никогда нужны не только профессиональные качества воспитателя, но его личность: его моральные ценности, душевные качества и взгляды на жизнь и беду другого, от которых напрямую зависит психологический комфорт и дальнейшее мировоззрение ребенка.
Елена замужем, воспитывает сына, поэтому вопрос о том, чему посвящено ее свободное время, отпадает сам собой. Елена любит быть в кругу своих близких, любит принимать гостей и путешествовать. И не важно, куда, главное всей семьей. На мой вопрос о хобби, Елена просто пожала плечами и улыбнулась. «Когда есть свои дети и, когда работаешь с детьми, сложно заниматься чем-то одним. Приходится интересоваться многими вещами, разносторонне развиваться, чтобы и детям было интересно, а не только мне».
Труд Елены, ее высокие показатели в системе социальной защиты населения, активную гражданскую позицию отметили не только глава администрации Никольского района и Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области. Ее профессионализм оценил и Губернатор Пензенской области, выразивший надежду на то, что ее обширные знания и накопленный опыт будут и дальше способствовать развитию социально-экономического потенциала области.