Любите своих детей!
15 января в Перми двое 16-летних подростков явились в учебное заведение и устроили там резню. Пострадали 14 школьников и учитель.
19 января в Бурятии подросток ворвался на занятия к семиклассникам, ранил нескольких детей и учителя, а затем устроил пожар. В результате нападения пострадали семь человек, они получили резаные раны, у одной девочки отрублен палец.
В Пензе имел место конфликт между подростками, который завершился избиением одного из них. Учащиеся одной из школ поджидали жертву во дворе и, дождавшись, избили. А девочки снимали это на телефон. Накануне произошедшего шестиклассник обращался за помощью к своему учителю, сказал, что ему угрожают учащиеся другой школы. Та посоветовала обратиться к завучу, завуч позвонила завучу той школы, где обучаются обидчики, но ситуацию разрешить не удалось.
21 января в Кузнецке шестнадцатилетний подросток покончил жизнь самоубийством.
На фоне последних событий мы встретились со специалистом Базового психолого-педагогического кабинета Никольского района Евгенией Валентиновной Девятовой, чтобы выяснить, что может толкнуть детей и подростков на совершение страшных и необратимых поступков.
- Евгения Валентиновна, что, на Ваш взгляд, является главной причиной подобного поведения подростков, их озлобленности в том числе?
- Частая причина подобного поведения – неспособность ребенка справиться со сложившейся ситуацией.
Поскольку ребенок еще не обладает силой и знаниями, волей и характером, чтобы выстоять перед проблемами, он часто их воспринимает как трагедию. Неуспеваемость в школе, конфликты со сверстниками, первая неразделенная любовь, недовольство своей внешностью – все это обозначается как причины подобного поведения.
Сложность усугубляет ситуация конфликта детей и родителей. В подростковом возрасте частыми становятся такие затруднения. Родители не могут наладить общий язык с ребенком, а порой не уделяют данному вопросу особого внимания. В результате, когда подросток не может сам решить проблему, а родители игнорируют его просьбы, выбор остается за ним и может проявиться в виде суицида, агрессии, жестокости, озлобленности и так далее.
- Есть ли в Никольском районе школьные психологи, которые работают непосредственно в школах? И какую работу они проводят с детьми?
- С начала нового учебного года в каждой городской школе Никольского района открыто по одной ставке педагога-психолога. Сельские школы в тесном сотрудничестве работают со специалистом Базового психолого-педагогического кабинета Никольского района.
Существует несколько направлений работы школьного психолога: диагностическое (тестирование, опросники, анкетирование), коррекционно-развивающая работа; психопрофилактика зависимостей (не только табакокурения, компьютерной зависимости, но и профилактика асоциального поведения в целом); консультации учащихся и родителей, как индивидуальные, так и с привлечением специалистов; совместные консультации с ребенком и родителями; психопрофилактические и развивающие тренинги и многое другое.
- Известно, что в Японии проводятся уроки «любования природой». Не природоведение, а природовосхищение преподают учителя японских школ, формируя у детей не только бережное отношение к окружающей среде, но и умение видеть и понимать прекрасное. Дети, воспитанные красотой, вряд ли проявят агрессию в отношении кого бы то ни было. А что делается у нас в этом плане? Ведь известно, что одними запретами можно добиться лишь обратного результата и усугубить проблемы там, где они есть?
- В наших общеобразовательных учреждениях, к сожалению, нет такого конкретного предмета.
Практика похожего обучения вводится с января 2018 года на базе психолого-педагогического кабинета. Уже сформирована группа, разработана программа, по которой подростки будут учиться воспринимать окружающее через единение с природой.
- Бывает так, что ребенок впадает в немилость к сверстникам и становится жертвой их агрессии. Как показывает практика, педагоги зачастую находятся в курсе подобных взаимоотношений и явной «травли», однако, проблема ими либо замалчивается, либо проводится определенная работа типа бесед и вызова родителей обидчиков, но не решает окончательно данной проблемы. Как действовать родителям ребенка в этой ситуации?
- В любом детском коллективе есть популярные дети и те, кому трудно наладить контакт с одноклассниками. Одних вполне устраивает второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не могут его изменить.
Некоторые ребята хотят оказаться в центре внимания, но не способны вести себя в соответствии с этим своим стремлением. И добиваются внимания «со знаком минус», то есть превращаются в объект насмешек. К сожалению, отвергаемые сверстниками ребята – явление довольно частое.
Если у родителей возникло подозрение, что ребенок стал объектом издевательств, Поговорите с ним. Но делать это нужно очень осторожно! Лишь умеющие слушать родители смогут достучаться до запуганной детской души. Тот, над кем издеваются, обычно переполнен страхом и чувством стыда.
Ни в коем случае нельзя искать причину ситуации в сыне или дочери! Мнение, что жертва сама виновата в том, что над ней издеваются, в корне неверно. Многие дети и подростки становятся жертвами потому, что были произвольно выбраны сильной стороной или попали в заложники создавшейся не в их пользу ситуации.
Если родители уверены, что над ребенком издеваются одноклассники, без разговора с учителями не обойтись. Но к беседе необходимо подходить, основательно подготовившись. Если пришло время разговора, необходимо вместе выработать стратегию решения проблемы. Постарайтесь говорить о фактах, а не об эмоциях! Обвинения и угрозы не принесут ничего хорошего, а только помешают принять верное решение.
Возможно, придется привлечь на свою сторону педсовет, родителей других детей и школьного психолога.
Еще один способ решения проблемы - во всех общеобразовательных организациях Никольского района созданы и функционируют школьные службы примирения, в которые входят ученики и педагоги, прошедшие специальное обучение. Обратившись в такую службу, родителям и ребенку помогут разобраться, найти правильные пути выхода и разрешения сложившейся ситуации.
- Как не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?
- Ребенок должен восприниматься взрослыми как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно, отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.
Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском саду. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.
- Откуда появляются обидчики?
- В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.
По сути, это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на ком-то другом.
- На что стоит обратить внимание родителям и педагогам в предупреждении необратимых ситуаций, к которым приводит подростковая жестокость и агрессия?
- В первую очередь, это касается взаимоотношений и обстановки в семье. Родители должны любить и поддерживать своего ребенка в любой ситуации. Здесь следует уделять внимание не только материальным благам, но и душевному общению, когда ребенок рассказывает о событиях в своей жизни, увлечениях.
С самого детства следует поддерживать ребенка в собственных проявлениях, интересах и потребностях. Его увлечения и хобби должны одобряться. Это позволит ему найти множество друзей, которые будут иметь подобные устремления. Возможность самореализоваться будет способствовать тяге к жизни.
Следует помогать правильно анализировать ситуацию и не поддаваться собственным эмоциям, не спешить с решениями и выводами.
Для того, чтобы избежать необратимых ситуаций, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.