Предприятию нужна поддержка
Несмотря на подорожание бензина, сокращение рейсов городских маршрутов, автобусы продолжают курсировать и по Никольску, и по селам Никольского района, обеспечивая жителей качественной и безопасной поездкой. О том, как работает автотранспортное предприятие, рассказывает генеральный директор ООО «Никольское пассажирское автотранспортное предприятие» С.В. Самсонов.
- Сергей Васильевич, изменилось ли движение автобусных маршрутов по городу и району? Как?
- В период 2017-2018 года движение автобусных маршрутов по городу и району не изменилось. Последнее изменение было в 2015 году. Тогда были сокращены рейсы автобусов как по городу Никольску, так и по селам были сокращены убыточные рейсы, когда автобусы курсировали по городу пустые, поэтому затраты на рейсы на сто процентов превышали их окупаемость.
- Сколько водителей трудится в ПАТП? Хватает или есть вакансии?
- В настоящий момент на предприятии 13 водителей и 11 вакансий. Причина в том, что водители не хотят учиться на категорию «Д» (автобус), возможно, потому, что возить людей – большая ответственность. Кроме того, график работы водителей далек от идеала: первый рейс в Пензу в 5 часов утра, не каждый способен в такую рань приступить к работе. Кроме того, молодежь не идет к нам работать из-за низкой зарплаты, что также негативно сказывается на работе ПАТП.
- Как работает предприятие: в убыток или «держится на плаву»? В чем причина убыточности?
- Не стану скрывать, предприятие работает в убыток. Одна из причин убыточности, на мой взгляд, основная, - это снижение пассажиропотока. Это связано с тем, что большинство людей имеют личный автотранспорт, а также пользуются услугами такси. Возможно, такси – это быстрее и удобнее, чем автобус, но таксисты-нелегалы вряд ли заинтересованы в том, чтобы довести пассажира безопасно. Пассажиры не могут быть уверены, что «извозчик» трезв и здоров, а машина его в исправном состоянии. У нас же в штате работает медсестра, которая осуществляет дорейсовый и послерейсовый осмотр водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения. Есть механики, которые регулярно осматривают и ремонтируют автотранспорт, допуская машины к поездкам. Возможно, пассажирам, прежде чем доверять свою жизнь незнакомым водителям, следует предпочесть им автобус ПАТП, ведь не зря говорит пословица: «Тише едешь – дальше будешь».
Объем выпадающих доходов за 2018 год по нашим расчетам составит около 7,5 млн. рублей. Из бюджета города Никольска мы имеем в год 950 тысяч рублей субсидии, из бюджета Никольского района – 1 млн. 024 тысячи рублей. В сумме это около двух миллионов. Таким образом, даже с учетом субсидирования части затрат, для того, чтобы работать не в убыток, предприятию необходимо дополнительно получать доходы в сумме более 5,5 млн. рублей в год. В связи с превышением расходов над доходами на предприятии образовалась задолженность по различным видам платежей. А старые автобусы требуют постоянного ремонта, что тоже очень накладно для предприятия.
У бюджетов города и района, конечно же, нет возможности оказывать нам такую поддержку. Совместно с администрацией Никольского района нами выработан определенный перечень мер, направленных на стабилизацию финансового состояния ООО «Никольское ПАТП».
- Как Вы считаете: какими способами можно наладить работу ПАТП, какая помощь нужна?
- Во-первых, как я уже говорил, нужна поддержка государства. Из 18 автотранспортных предприятий области еще «живут» десять, остальные обанкротились и закрылись. Никольску автобусы нужны, так как у нас много пенсионеров, которые не в силах по каждому разу вызывать такси, да и пешком город не пройдешь, так как от начала его до конца – это примерно семь километров.
Во-вторых, нужно обновить автопарк. Последний раз мы получали новые автобусы в 2011 (2 единицы) и в 2012 (1 единица) годах. Все автобусы дышат на ладан. Желательно закупить современные машины на газомоторном топливе: и газ дешевле бензина, и запчасти новым машинам в первое время не нужны. Кроме того, обновление автопарка будет способствовать увеличению дополнительных платных услуг, оказываемых предприятием.
В-третьих, нужно бороться с нелегальными перевозчиками, которые отбирают «хлеб» в виде пассажиров у ПАТП. Здесь вторая и третья причины пересекаются: будут новые автобусы – пассажиры будут ездить на них, доверяя свои жизни не только водителям, но и новой технике.