Антиквариат руками никольчан
Автор: Марина Вострова
Ретро-мотивы в интерьере домов и квартир сегодня на пике популярности и ажиотажа. Ну, может, не в Никольске, где среднестатистические доходы местного населения позволяют купить только «гробы» корпусной мебели, но никак не мебель из массива дерева или антиквариат. Но в больших мегаполисах, судя по сайтам дизайнеров интерьеров, люди стараются приобретать очень качественную мебель, так сказать, «на века». Ибо такая мебель с каждым годом становится все ценнее и дороже, переходя от ретро и винтажа к настоящему антиквариату. Предпочтение отдается, конечно, мебели из Испании и Италии, Франции и Португалии. Нам же, никольчанам, повезло: уже сегодня можно заказать не менее качественную мебель в нашем маленьком провинциальном городке.
Наверное, мало еще кто знает, что индивидуальный предприниматель А.А.Левин, помимо своего стекольного производства, открыл цех по производству мебели. Однако, мебели не «ширпотребовской», а элитной, штучной, с претензией на антиквариат; дизайнерской, нестандартной мебели интерьеров – если быть точной. Судя по экземплярам, которые я увидела в цехе, руководимом Евгением Подтяжкиным, они точно «доживут» до состояния антиквариата и со временем будут цениться весьма дорого. К примеру, туалетный столик а ля маркиза де Помпадур, которая, как известно, задавала моду всей Европе умением выглядеть роскошно и вместе с тем непринужденно, уже почти готов для украшения будуара. Его осталось только покрасить и нанести золотую патину – следы роскоши благородной мебели. Или маленький кофейный столик в викторианском стиле с низенькими гнутыми ножками будет очень изящно смотреться в классической гостиной. А вот обеденный стол на шесть-восемь персон с резными ножками восхитил своим розовым оттенком древесины.
- Этот стол из бука, который нам поставляют с Кавказа. Бук имеет розоватый оттенок и считается ценной породой дерева, - Евгений с удовольствием поглаживает столешницу великолепного стола и улыбается, видя мое изумление. – Эти изделия уже готовы для окрашивания, которое сделает их не хуже итальянских или французских.
В цехе, где ранее был заброшенный и пыльный ангар, идеальный порядок и масса «иноземных» станков, блестящих от новизны и тщательного к ним отношения. Возле огромного верстака сосредоточенно «колдовали» двое молодых мужчин.
- Пока что нас в цехе по производству мебели – четверо. Но, видимо, придется, еще нанимать работников: нам остро необходим дизайнер, способный разрабатывать на компьютере дизайнерские модели. Пока что мы их приобретаем, но каждая модель той же ножки стола или витрины стоит тысячи рублей. А в одном изделии этих деталей может быть десятки. Ну, и на подручные работы еще один работник требуется, так как уже начинаем выполнять заказы, а они у нас сугубо индивидуальные, да еще хочется сделать экспонаты для выставок – надо же продвигать нашу продукцию на российском рынке, - Евгений, как я поняла вследствие нашей беседы, - просто фанат своей профессии.
- Как называется моя профессия? Столяр-станочник, сборщик мебели, дизайнер мебели. Да «три в одном», в общем. Раньше мастера, которые из дорогих древесных пород изготавливали первоклассную мебель и предметы обихода, назывались краснодеревщиками, - увлеченно рассказывает Евгений, аж глаза «загорелись» от любимой темы. - Мы, собственно, для нашей мебели используем так же ценные породы дерева, которые закупаем в разных точках России: бук и дуб – на Кавказе, из местных пород (причем, не никольских, а пензенских) – ясень. Древесина приходит уже высушенная по всем нормативам, так что нам не приходится переживать за качество.
Оборудование самое современное, «навороченное» и очень высокой, хотя и оправданной, стоимости. К примеру, форматно-раскроечный станок (форматник) - необходимое оборудование для производства мебели. С его помощью обрабатывают листовые материалы, фанеру, ДСП, МДФ, ламинат и так далее. Материал можно распиливать продольно, поперечно и под углом в заданный размер.
Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ-управлением обрабатывает дерево благодаря станочному оборудованию с программой. Такой тип оборудования производит очень сложные изделия с точностью высокого уровня, к примеру, резьбы по дереву.
Посредством мембранно-вакуумного пресса можно делать рельефно-гнутые детали. В общем, такому оборудованию может позавидовать самый крутой мебельный цех. Но именно такие механизмы позволяют более активно использовать в нашем производстве, как это сейчас модно говорить, инновационные методики. А куда деваться? Современные потребители стали очень требовательными не только к качеству мебели, но и к ее декоративным характеристикам, - утверждает Евгений Подтяжкин.
Я, конечно же, не преминула уточнить, какую мебель сегодня предпочитает заказчик?
- Мебель под старину в античном стиле, стилях барокко, ренессанс, ампир, классика. Поэтому приходится с нуля изучать потребности заказчика, начиная от индивидуальных запросов, размеров - до колера, патинирования и прочих процессов. Некоторые заказчики вообще просят «состарить» мебель. Делали на заказ дубовую лестницу в один особняк, так дизайнер попросила ее не красить. А когда мы увидели конечный результат, - обомлели: лестницу словно достали из какого-то подземелья. Но клиент был доволен, - рассмеялся Женя. – Кстати, искусственное состаривание мебели (это называется браширование дерева, что делает поверхность более рельефной и текстурной) – это просто писк мебельной моды.
- А что вообще заказывают из предметов интерьера? – любопытствуя я.
- Да вот, думаем, не начать ли изготавливать кальяны в деревянном каркасе, благо, колбы для них выдуваются на стекольном предприятии Александра Алексеевича Левина. Заказывают многие вещи – от консолей до кабинета сталинской эпохи с дубовыми панелями на стенах и потолке, со встроенной мебелью и массивным кабинетным столом. За свою 16-летнюю практику изготовления мебели я что только не делал, - Евгений переключился на свою биографию. – Я учился на мебельных предприятиях Москвы, долгое время работал на мебельном комбинате в Оренбурге, осваивал все, даже мельчайшие технологии мебельного производства. – Собственно, и сейчас учусь посредством интернета. Вот смотрите, - он загружает программу 3D-модели и прямо на глазах из заданных параметров на экране начала вращаться модель изящной гнутой ножки стола с замысловатой резьбой. – Вот и приходится осваивать сегодня уже компьютерные программы, которые подвластны профессиональным дизайнерам.
Провожая, Евгений Подтяжкин показал мне еще интересное оборудование, которое позволяет наносить лако-красочное покрытие практически без мельчайшей пыли или пузырьков на поверхности, - покрасочную камеру с водяной завесой.
- Лако-красочный материал у нас только итальянский и немецкий, - показывает мне огромные канистры Женя. – Изделие устанавливается вот в этой камере, и водяной каскад, как пылесос, затягивает пылинки, соринки из воздуха. И мебель после окрашивания становится просто идеальной покраски. Хотя и после покраски с ней еще много возиться, чтобы наша никольская мебель ничуть не отличалась от знаменитых брендов.
- Но, хочу отметить, мы бренды не копируем, а стараемся изобретать свои варианты или копировать с конкретных изделий антиквариата. Кто знает, может, когда и внедрим в наше производство венецианскую нить хрусталя и знаменитую «звездочку» «Красного гиганта», - утверждающе говорит Евгений.
Эх, вы не представляете, как я позавидовала клиентам, которые заказывают такую мебель на мебельном предприятии ИП А.А.Левина. Подтяжкин приблизительно подсчитал мне стоимость моей мечты в виде спальни в стиле прованс. Видимо, эта мечта мне будет только сниться. Так как стоимость изделий далеко не дешевая. И не из-за каких-то амбиций или «левых» накруток: по словам Подтяжкина, кубометр самой дешевой древесины – ясеня – стоит более 40 тысяч рублей. А еще фурнитура, механизмы, соответственно, работа, лаки-краски и прочий декор. Но, без сомнения, эта мебель будет служить верно и красиво до внуков и правнуков, с годами приобретая не только патину – следы натурального налета времени, но и становясь дороже, богаче, обретая славу и легенды. А в самом незаметном местечке будет стоять клеймо, которое возможно, со временем станет знаменитым и брендовым, - клеймо мебельного производства предпринимателя А.А. Левина и мастера-краснодеревщика Е. Подтяжкина.