Верите ли вы в чудо? Наверняка скажете, что нет. А зря!
Автор: Марина Вострова
Верите ли вы в чудо? Наверняка скажете, что нет. Что чудо – это воображение людей не от мира сего и прочее-прочее. Я тоже когда-то в этом была уверена. Я хочу рассказать о явлении, которое однажды произошло со мной, с человеком весьма реалистичным, не верящим и не признающим никакие суеверия и россказни о необъяснимых чудесах.
Лет пятнадцать назад (тогда в редакции газеты «Знамя труда» функционировал клуб юнкоров «Петит») мы решили свозить наших подопечных в Москву, учитывая, что в основном многие из клубовцев дальше Пензы не выезжали. Собрали целую команду взрослых сопровождающих, среди которых была и директор воскресной школы храма Воскресения Христова г.Никольска Пензенской области Н.С.Кудряшова. Целью нашей поездки было не просто поглазеть на достопримечательности столицы, но и приобщиться к истокам, посетив Свято-Троицкую Сергиеву лавру, что находится в Сергиевом Посаде. Соответственно, после экскурсии юные корреспонденты должны были описать свои впечатления на молодежной странице «Стена».
Накануне поездки мне приснился странный сон, в котором я листаю учебник истории, где, если помните, в конце были репродукции живописи, икон и прочих атрибутов культуры, религии и истории, упоминаемых в этом самом учебнике. И остановилась я в своем сне на странице с репродукцией иконы Богородицы, сделанной из мозаики. Как ни странно, но сон оказался вещим.
Не буду описывать весь ход путешествия, дикие восторги детей от эскалаторов, метро, крошечной Красной площади, Кремля и драгоценностей Оружейной палаты…
На электричке мы добрались до Сергиева Посада и сразу попали на братский молебен преподобному Сергию, который проходит рано утром в Троицком соборе Лавры – древнейшем из сохранившихся зданий. Главной святыней этого собора являются мощи Сергия Радонежского. Для иконостаса Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица».
И вот представьте себе: раннее утро, небольшой храм, освещаемый лишь свечами; потемневший от времени иконостас со старинными иконами, смотрящими на нас мудростью веков, и стройное многоголосье братского хора. Это было не просто необычно: это было до мурашек по коже, так пронзительно, что даже у детей на глазах выступили слезы от этой стройной, торжественной музыки и таинственной старины храма. Нам было разрешено приложиться к мощам Сергия Радонежского, и мы дружненько встали в очередь за монахами.
И тут я впервые почувствовала, что меня неудержимо тянет встать на колени. Не из-за усталости или какой-то немощи, а просто по причине того, что это необходимо. Но необъяснимо. Я постеснялась совершить такое в присутствии своих подопечных, поэтому быстро выскочила на свежий воздух, недоумевая, что же такое происходит с моим, просто туристическим восприятием.
Я решила воспользоваться ранним временем, отсутствием туристов и паломников и сходить в соседний Успенский собор, где находится храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы». В храме практически никого не было. И тут я увидела ту самую икону Богоматери из мозаики, что в учебнике истории, и обомлела. Подойдя ближе, я стала рассматривать икону, но опять-таки как объект не религиозный, а с точки зрения культурного наследия. И вдруг я услышала голос: «Ищи!»
Обернувшись и покрутив головой вокруг, убедилась, что вокруг меня людей нет. Я опять услышала настойчивый женский голос: «Ищи!» И вдруг я поняла, что голос звучит внутри моей головы, а не извне. Я похолодела, потому что никогда подобного со мной не происходило. Невольно вслух я спросила: «А что искать-то?» На гулкое эхо моего голоса в пустом храме внезапно откликнулась прихожанка, ставящая свечки: «Что, дочка, глас услышала? Это бывает, не пугайся. Что услышала-то?» Я ей ответила, что надо чего-то искать, а чего – не знаю. «Узнаешь, поймешь со временем. А пока поставь-ка свечи всем святым и будь спокойной».
Спокойствие с того времени я потеряла: меня мучила мысль, что же такое я должна искать.
После посещения Троице-Сергиевой Лавры мы поехали на святой источник преподобного Саввы Сторожевского, где меня снова постиг необычный случай. Приезжаем мы на этот источник, заходим на заснеженную территорию, куда с утра не ступала человеческая нога. Я присела на скамейку и попросила принести мне воды из источника: губы мои просто трескались от жажды. И тут мне на колени прыгает внезапно возникший откуда-то из сугроба огромный белоснежный кот и начинает ко мне ластиться и облизывать мне губы. На бутерброд с колбасой кот не отреагировал, а вот воды попил с удовольствием вместе со мной. И его мурчание словно дало мне ответ на мучавший меня вопрос, чего мне искать нужно: дескать, не волнуйся, найдешь.
По приезду домой я решила полистать буклет, купленный в иконной лавке Троице-Сергиевой лавры, где описывались именные иконы. И ответ пришел сам собой: найти-то мне нужно именную икону Марины Антиохийской (день памяти святой - 30 июля), которая находится в России, в одном месте, только в Сергиевом Посаде.
На следующий год я целенаправленно ехала в паломническую поездку в Сергиев Посад, чтобы отыскать свою именную икону. После долгих блужданий по городу я наконец-то отыскала малюсенькую дворовую церквушку небесно-голубого цвета. Зайдя в полутемное помещение, увидела женщину в иконной лавке, которую спросила: «Где найти мне икону Марины Антиохийской?». «Вот здесь, идите сюда», - пожилая женщина мне показала на небольшую, темную икону. Не знаю, как и чем объяснить это чувство, когда с меня словно свалилось какое-то душное покрывало. Я всматривалась в лик святой Марины, тело которой били плетьми и палками, разрывали крюками, жгли огнём, топили в бочке с водой, и думала о том, где она находила силы, чтобы терпеть эти казни во имя веры; откуда она черпала эти силы, и … зачем ей это было нужно. И снова услышала: «Нашла ты меня». Честно говоря, я заплакала. Не знаю, от чего: то ли от страха, что лишаюсь ума, то ли от чуда, которого никогда не испытывала. Плакала навзрыд, что пожилая женщина подошла меня успокаивать. Я ей рассказала свою необычную историю. На что она мне сказала: «Доченька, это же чудо какое с тобой приключилось! Этому же радоваться нужно: твоя небесная Покровительница тебя отыскала, чтобы защитить от земных бед. Не зря тебе был дан глас, не каждому это дано услышать!»
Я купила копию этой иконы, которая всегда со мной. Кстати, по горячей молитве перед чудотворным образом Марины Антиохийской люди получают помощь в защите от злых мыслей и действий; в исцелении физических и душевных болезней; икона способствует обретению мира в душе и выбору правильного жизненного пути. Святая мученица-покровительница Марина Антиохийская – защитница людей, терпящих незаслуженные притеснения и гонения.
Наша юнкоровская поездка тогда была не случайной, а целенаправленной: долгое время мы, журналисты «Знамени труда», искали своего небесного покровителя, изучая жития Нестора Летописца, Максима Грека и других святых. Общение с настоятелем Троице-Сергиевой Лавры убедило нас в том, что нашим покровителем все же ближе является Максим Грек - религиозный публицист, писатель и переводчик. По заказу иконописцы Троице-Сергиевой лавры сделали нам копию иконы Максима Грека с частицей мощей святого, которую никольские журналисты передали в дар храму Воскресения Христова. Неоднократно на День российской прессы 13 января в этом храме проводились молебны в честь журналистов. А в дни памяти преподобного Максима Грека — 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля можно отдать дань Преподобному Максиму Греку, который покровительствует ученым, богословам, переводчикам, журналистам, студентам. Если коснуться значения иконы, то к нему обращаются за укреплением веры и духа, особенно при гонениях за веру и несправедливом притеснении со стороны властей. Кроме того, икона «Святой Максим Грек» способна исцелять различные болезни, а также спасать от уныния и депрессии. Находится сегодня эта икона с частицей мощей Максима Грека в храме Воскресения Христова г. Никольска.