Золотая роспись никольского хрусталя
Автор: Марина Вострова
В конце XVIII – начале XIX вв. на Императорском стеклянном заводе был сотворен первый крупный русский Орловский сервис, выполненный по предписанию Придворной конторы, который предназначался для сервировки императорских столов и по партикулярным заказам для петербургской аристократии. Он состоял из вазы для фруктов, кувшинов, графинов, стаканов, бокалов и рюмок, креманок для мороженого и блюд. Была даже миска для льда, выполненная в едином стиле из хрусталя с росписью из золота.
На бокалах из сервиза Орловых представлен вензель «АО» под дворянской короной, так как эта ветвь фамилии не обладала графским титулом. На одном из графинов сохранилась наклейка: «Варваре Давыдовне в память её прадеда Алексея Петровича Орлова. 1905 год. Дар». Таким образом, был выявлен заказчик – генерал-майор, командир лейб-гвардии казачьего полка А.П. Орлов, а наследство от прадеда было получено Варварой Давыдовной в 1905 году.
Большая часть Орловского сервиза поступила в Эрмитажное собрание из коллекции Бобринских в 1919 году. В настоящее время предметы оригинального сервиза хранятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном русском музее (Санкт-Петербург) и Государственном историческом музее (Москва).
Учитывая сложившуюся практику возобновления утраченных предметов Орловского сервиза, их предположительно заказали на частном Никольско-Бахметевском хрустальном заводе, основанном в 1774 году под Пензой, в селе Никольское. Кроме того, здесь, на предприятии Бахметевых, по образцам из Петербурга изготавливался парадный сервиз, который употреблялся во время коронационных торжеств в Москве. Впоследствии сервиз получил официальное название «Бахметевский». Его повторяли в качестве доделок к утраченным формам на протяжении всего ХIХ века и на Бахметевском заводе, и на Императорском стеклянном заводе.
«…СервизЪ ко Двору вами присланный….превосходной и Государю чрезмЪрно понравился. Я видЪлся нарочно сЪ своими при ДворЪ знакомыми: они увЪряли меня, что ничего лучше не надобно имЪть… Истинно превосходно. Нельзя довольно налюбоваться….Его ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, изЪявя совершенное свое удовольствие что в вЪ Россiй отЪделка хрусталя доведена до такого совершенства…» - так писал гр. Н.А.Толстой Н.А.Бахметеву 7 февраля 1807 года после выполнения заказа для «ЕГО И.В. столовой… прибора на 70 кувертов…». (Из книги «150 лЪтЪ никольско-бахметевскаго хрустального завода князя А.Д.Оболенскаго. С.-Петербург. Издание постоянного СЪздовЪ СтеклозаводчиковЪ. 1914).
Как бы то ни было, но связь времен, исторических и современных, сохранена и имеет свое продолжение в творениях мастеров нынешнего Бахметевского завода в г.Никольске Пензенской области.
Увидеть реконструкцию знаменитых хрустальных сервизов, созданных на Императорском и Никольско-Бахметевском хрустальных заводах, мне довелось в небольшом отделе декорирования хрусталя ООО «Бахметевский завод», который в народе называют «золотаркой». Кстати сказать, в никольском музее стекла и хрусталя экспонируются лишь единичные экземпляры императорских сервизов этих именитых заводов. А тут, на небольшом стеллаже, переливается золотой росписью, по сути, настоящая копия Орловского сервиза.
- Да, это реконструкция сервиза, заказ на который наше предприятие выполняло пару лет назад, - осторожно показывает хрупкий бокал, изукрашенный золотом с витиеватым позументом и монограммой, единственная искусница росписи золотом Людмила Александровна КАЖАЕВА.
Сегодня она трудилась над огромной хрустальной братиной – шаровидной вазой для икебаны, прорисовывая тончайшей кисточкой золотые линии в хрустальных гранях узора.
- Затем братина пройдет отжиг - и внутри узора «заиграет» золото, подчеркивая красоту нашего бахметевского хрусталя, - отвлекаясь на несколько минут от своей ювелирной работы, делится секретами своего мастерства разрисовщица стекла и хрусталя (так скромно называется ее уникальная профессия).
Сама Людмила Александровна – уроженка Татарстана. После окончания Владимирского политехнического института, получив специальность инженера-технолога по стекольному производству, она по распределению попала на никольский завод «Красный гигант», в отдел №33. А вскоре получила от своего начальника Железнова и главного художника завода Ежова предложение открыть участок живописи - «золотарку», где изделия из стекла и хрусталя расписывались силикатными красками и золотом.
- В основном расписывали гладье – гладкие, без гранения, изделия молочного стекла, используя и растительный, и геометрический орнаменты, библейские сюжеты и пейзажи. Работа разрисовщицы осложняется тем, что силикатные (муфельные) краски проявляют себя после отжига, наслаиваясь друг на друга и придавая невообразимые при разрисовке оттенки, - неторопливо рассказывает Людмила Александровна. – Потом я перешла в экспериментальный художественный цех Уразиных «Радуга», а после открытия тогда еще «Бахметевской артели» вместе со своей коллегой по росписи наводили красоту на никольском хрустале. Конечно, специальных художественных образований у нас не было, но мы ездили по родственным заводам, в частности, на Гусь-Хрустальный завод, на Дулевскую фарфоровую фабрику, где изучали мастерство росписи по стеклу у именитых заводских художников. Что, собственно, и воспроизводили на своем предприятии.
- Использовали всевозможные техники росписи по стеклу – вот их можно увидеть здесь на стеллажах, - Людмила Александровна показывает мне изделия Бахметевского завода. – Однако, вот смотрите, роспись силикатными красками на кобальтовой хрустальной вазе ее вовсе не украшает, а удешевляет. А вот распиши кобальт золотом или платиной – получится роскошное изделие, где хрустальные грани заиграют еще контрастнее и ярче.
На мой вопрос, что приходилось делать из эксклюзива, мастер сразу же показала экземпляр Орловского сервиза, который реконструировался для частной коллекции.
- У нас даже не было оригинала, а только каталог с фотографиями, размерами и описанием оригиналов, на основе которого нужно было выдуть изделия, обработать их в соответствии с оригиналом, а уже после производить золотую роспись. Работа это была настолько кропотливая, если не сказать ювелирная, что приходилось делать предварительно множество эскизов, а уже потом наносить золото на изделия. Кстати, для росписи используется 12-процентное жидкое золото высокой пробы, которое выдается строго по граммам и на определенные вещи.
Я обратила внимание на внушительных размеров пасхальное яйцо на подставке, сделанное в трехслойной технике из кобальтового хрусталя, где медальоны украшены золотой росписью.
- Вот я говорила, что мы изучали технику росписи по стеклу и хрусталю на иных заводах, но теперь мы стараемся придать изделиям свой, никольский, колорит. На пасхальных яйцах мы использовали уже свои традиции, а не копии, что пришлось по душе многим заказчикам. Пару месяцев 2020 года я выполняла заказ в 50 экземпляров именно пасхальных яиц из хрусталя, - Людмила Александровна показывает мне фото истинных шедевров Бахметевского завода. – Работа разрисовщицы, конечно, достаточно сложная, где невозможно ошибиться, ибо приходится иметь дело с поистине драгоценными красками – золотом и платиной. Но работа моя уникальная, потому что знаешь, что она, возможно, займет достойное место на зеркальных витринах знаменитых музеев в виде реконструированных и воспроизведенных руками мастеров Бахметевского завода уникальных экспонатов прошлого. А, может, наши изделия станут со временем уникальными, и по нашим работам будут воспроизводить историю никольского хрусталя и золотой росписи. Важно только то, что традиции русского хрустального производства не умирают – они продолжают свое развитие с учетом требований современной моды и опыта зарубежных производителей. В свое время продукция завода была хорошо известна не только в царской России, но и за ее пределами. Ассортимент чрезвычайно разнообразен: посуда и предметы сервировки, элементы дворцового убранства и оформления интерьеров, светильники самых различных видов и форм. Завод изготавливал высокохудожественные изделия из хрусталя, в том числе, в серебряном, золотом и бронзовом декоре. Часто они создавались в единственном экземпляре по заказам высочайшего двора, знати и русской церкви. Сегодня мы многое воспроизводим, восполняя утраченные экземпляры, либо исполняя эксклюзивные заказы. Таких предприятий, как «Бахметевский завод», в России практически нет. Поэтому мы гордимся и мастерами высочайшего уровня и своими уникальными специальностями хрустального ремесла.