Анна Рябцева о мерах, применяемых к недопущению детского травматизма
Беседовала Мария Волкова
Лето – не только пора отдыха и каникул, но и детского травматизма. Причем половина случаев приходится на дорожно-транспортный травматизм. О том, какие меры применяются к недопущению детского травматизма, рассказывает инспектор по пропаганде отделения ГИБДД МО МВД России «Никольский» А.О. Рябцева.
- Анна Олеговна, начался второй месяц летних каникул. Как ведут себя дети и подростки на улице?
- Сейчас в Пензенской области продолжается период самоизоляции, связанный с распространением коронавирусной инфекции. Большинство детей весь июнь находились дома, если и выходили, то только по мере необходимости, например, в магазин. Но в связи с ослаблением режима, дети и подростки все больше и больше появляются на улицах Никольска. Кто-то на велосипедах, кто-то пешком. Не всегда дети и подростки соблюдают правила перехода проезжей части или езды.
В связи с этим инспекторами ГИБДД постоянно проводится профилактическая работа по недопущению детского травматизма на дорогах, а также работа по профилактике соблюдения детьми правил дорожного движения. Во-первых, мы в онлайн-режиме изучаем с детьми правила поведения на улице: как правильно переходить проезжую часть дороги, где можно, а где нельзя кататься на велосипеде, и прочие. В онлайн-уроках принимают участие и родители, которым мы говорим о той ответственности, которую они понесут в случае, если ребенок нарушит ПДД.
Во-вторых, постоянно патрулируем улицы города Никольска и района, беседуем с детьми, находящимися на улице, разъясняя, как вести себя в той или иной ситуации. Многие дети знаю правила дорожного движения, охотно отвечают на наши вопросы. Но согласитесь, что в реальной ситуации подростки могут попросту растеряться, и тогда последствия непредсказуемы.
- Какие нарушения правил дорожного движения допускают несовершеннолетние?
- Во-первых, езда на скутере или мотоцикле без прав управления транспортным средством. За истекший период текущего года инспекторами ГИБДД было зафиксировано пять случаев, когда транспортным средством управляли подростки, не имея. В беседе с родителями мы постоянно говорим о том, что, пойдя на поводу у ребенка и доверив ему мотоцикл или скутер, они всю ответственность за это берут на себя. И это в первую очередь выражается в денежном эквиваленте. Штраф за управлением транспортным средством без прав – 30 тысяч рублей на родителей, от 5 до 15 тысяч рублей – на ребенка, если он достиг возраста 16 лет. Транспортное средство ставится на штрафстоянку, где оплата идет посуточно, что тоже бьет по карману родителей.
Кроме того, материалы дела передаются в инспекцию по делам несовершеннолетних, где подростка ставят на учет. А это довольно неприятно, потому что некоторые вузы, особенно с военным или юридическим уклоном, неохотно принимают таких детей на обучение.
Во-вторых, дети не всегда соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Так, в этом году было ДТП с участием подростка, который переходил дорогу в неположенном месте. К счастью, он несильно пострадал. Водитель не видел ребенка из-за припаркованных на обочине машин, а когда подросток выскочил, он смог затормозить, поэтому удар был несильным.
Есть нарушения среди велосипедистов, которые пытаются переехать дорогу, хотя по правилам он должен спешиться и перейти дорогу, ведя велосипед в руках.
- Анна Олеговна, сейчас в моде чудо-техника: гироскутеры, моноколеса, электросамокаты. Как обезопасить водителей и пешеходов от этих новинок?
- Вообще эта техника не предназначена для городской среды, это скорее для отдыха за городом, на природе. Именно там подростки могут вволю кататься на моноколесах и электросамокатах, не нарушая правил дорожного движения и не подвергая себя опасности. Родителям нужно задуматься, для чего они покупают такие дорогие вещи: чтобы пойти на поводу у ребенка или для его активного отдыха? В первом случае родителям придется нести ответственность за свою покупку, если дети будут кататься на моноколесах или гироскутере по проезжей части дороги, мешая движению автотранспорта. Ведь родители не всегда могут проследить, где их ребенок и чем занимается. А такая мини-техника не менее травмоопасна, чем скутер или мотоцикл, особенно если ребенок плохо ей управляет. Я считаю, что взрослые должны трезво оценивать ситуацию и взвешивать все «за» и «против» прежде, чем идти на поводу у детского «хочу» и «купи». Дорога – это не место для игр, и ошибок она не прощает. О том, чтобы дети не травмировались и не погибали на дорогах, должны озаботиться мы, взрослые. На сегодня это наша первоочередная задача.