К 100-летию комсомола: Служил и строил БАМ
44 года прошло с того дня, когда на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени ХV съезда ВЛКСМ. Этот день стал днем второго рождения БАМа. С него началось активное строительство магистрали сразу по нескольким направлениям. На величайшую молодежную стройку минувшего столетия все попадали по-разному. Одни – по направлению, другие (большая часть) – по желанию.
Наш герой – житель села Чунаки Николай Донецкий, проходил на БАМе армейскую службу:
– Я учился в Петровском ПТУ, – вспоминает Николай Анатольевич, – стоял на очереди на призывном. В 1978 году, по окончании училища, меня призвали в ряды Советской Армии. На Дальний Восток на стройку БАМа.
До места мы ехали 11 суток. Прибыли в Комсосмольск-на-Амуре. А оттуда – в поселок Березовый, станция Амгунь. Я провел там 2 года, пока шел срок службы. Затем уволился, хотелось домой. Вернулся на малую родину, вскоре завел семью. Часто вспоминаю тот короткий далекий отрезок времени, проведенный на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Часто рассказываю о нем своим детям. Они знают все истории наизусть.
Как, наверное, и все, я завел там много друзей. Но, к сожалению, со многими из них потеряна связь. Кого-то удалось найти через Интернет, но, видимо, далеко не все зарегистрированы в соцсетях. С теми же, с кем можно, связь поддерживаю. Даже находим друг друга те, кто там не встречался, но тоже был. Общих тем для общения – хоть отбавляй!
А служил я сначала водителем, потом начальником контрольно-транспортного пункта. В начале службы жил в палатке, потом нас заселили в казарму. Запомнилась красота и природные богатства тех мест. Ходили на рыбалку на кету (с сентября и до морозов). Эта рыба рождается и умирает в одном и том же месте. Рождаясь, она уплывает и живет самостоятельно, а когда приходит время бить икру, возвращается и погибает.
Еще там очень красивые сопки, особенно осенью. Адаптироваться к местному климату вначале было тяжело: очень влажный воздух, в котором меньшее содержание кислорода, чем в нашей широте. Плюс 8-ми часовая разница во времени. Постепенно, конечно, привыкаешь. В этом нет ничего страшного. Все, кому посчастливилось побывать на величайшей молодежной стройке ХХ века, вспоминают то время с теплотой и легкой грустью. Ведь молодежь со всего Советского Союза общалась между собой, дружила. Люди выручали друг друга, не было никакого национализма, неприязни. Мы строили великую магистраль, – достояние своей страны.