Первый раз - в первый класс
Мы, учителя, стараемся учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся школьной обстановки; стесняющиеся отвечать. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Для первоклассника важно доброе отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от успехов ребёнка. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Очень многое зависит от учителя, от его индивидуального подхода к ученикам. Также необходимым условием успешной адаптации ребёнка в школе является участие родителей в его школьной жизни. На первом собрании я объясняю родителям, что ругать ребёнка за ошибки нельзя. Ребёнок не должен бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Родителям необходимо помнить об этом. Во-вторых, необходимо помнить, что каждый ребёнок будет реагировать на всё по-своему. У кого-то процесс адаптации пройдёт гладко и проблем не будет, а некоторые дети будут капризничать, отказываться идти в школу, плакать. Родителям следует провести с ними беседу, в которой объяснить своему малышу, что сразу ни у кого никогда ничего не получается, что нужно время. При этом постоянно его поддерживать, обещать ему свою помощь. Любому ребёнку в такой период просто необходима поддержка. И, в заключение, просто необходимо сказать, что когда учёба приносит детям радость и не вызывает негативных переживаний, тогда школа не является проблемой.
Серафима Саранцева, учитель начальных классов школы №1.
Фото Валерия Титова.