«Умники и умницы» по-лопатински
В Лопатинской школе состоялась интеллектуальная гуманитарная игра для старшеклассников «Умники и умницы». Все вопросы игры были посвящены русскому языку – великому и могучему.
Принять участие в мероприятии отважились 5 команд из Вершаутской, Старокарлыганской, Суляевской, Даниловской и Лопатинской школ. Игра проходила по сценарию телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы».
Знания участников оценивали судьи ареопага. В роли верховного судьи – педагог Лопатинской школы, знаток русского языка и литературы Н.Е. Багаева, её заместитель – и.о. начальника районного отдела культуры О.И. Цветкова, секретарь ареопага – педагог-словесник Бузовлевской школы Е.Г. Донгузова. А за тем, чтобы были соблюдены и не нарушены правила игры, следили общественные наблюдатели – представители районного Отдела образования, педагоги.
Прежде чем приступить к заданиям, ведущая интеллектуальной игры и её организатор, педагог русского языка и литературы Лопатинской школы Л.И. Архипова, ознакомила ребят с её правилами. Первый тур – отборочный. Каждой команде было задано равное количество вопросов. Участники, давшие наибольшее количество правильных ответов, получали право перейти в следующий игровой тур.
В первом туре задания были не самые сложные: игрокам предлагалось угадать слово по его лексическому значению, найти замену иностранным словам (валюта, шоу, резюме и др.), закончить начатую ведущей пословицу. Очень весело соревновались девочки в мастерстве проговаривания скороговорок. В этом конкурсе не было равных Анастасии Саушкиной из Лопатина. Однако были задания и посложнее. Так, ребят затруднил ответ на вопрос о том, почему глаголы «подкузьмить» и «объегорить» означают одно и то же – «обмануть». Оказывается, издревле на Руси с отмечаемого в октябре Дня святых Кузьмы и Демьяна и до Дня святого Егория, который празднуется в ноябре, сельские богатеи рассчитывались со своими работниками, но, по-видимому, делали это неохотно и не в полном объёме. Отсюда и пошло – «подкузьмить» и «объегорить».
Сильнейшие игроки по итогам отборочного тура Екатерина Шалаева (Лопатино), Дания Сатдарова (Суляевка), Анастасия Фирсова (Даниловка) продолжили интеллектуальную борьбу в конкурсе красноречия. Здесь школьницам предлагалось поразмышлять о том, за что они любят уроки русского языка.
После чего девочки продолжили состязаться в следующем туре – на цветных дорожках. Этот этап, пожалуй, был наиболее сложным. Участникам игры предлагалось вспомнить, эпиграфом к какому произведению служит пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (Гоголь, «Ревизор»). Нужно было догадаться, о чём рассказывают фамилии Понамарёв (делал бочки), Бортников (разводил пчёл), Сыромятников (выделывал кожу), завершить фразеологизм, добавив к имени собственному имя нарицательное (к примеру, Авгий – Авгиевы конюшни, Ахилл – Ахиллесова пята, Сизиф – Сизифов труд и т.д.), вспомнить, что означают старорусские слова ланиты (щёки), рамена (плечи), чрево (живот) и т.д.
В итоге победу в интеллектуальной игре, набрав наибольшее количество баллов (13), одержала ученица Лопатинской школы Екатерина Шалаева. Также грамотами за хорошие знания русского языка и сладкими призами (спонсор «Единая Россия») были отмечены суляевская школьница Дания Сатдарова (у неё 8 баллов), Анастасия Фирсова из Даниловки (5 баллов), а также Анастасия Саушкина (Лопатино), Альфия Ялагина (Карлыган), Екатерина Назарова (Лопатино), Андрей Степанов (Лопатино), Регина Янбулатова (Вершаут).
Предваряя самую волнительную часть мероприятия – награждение умников и умниц, заместитель главы райадминистрации Ольга Лапшина поблагодарила организаторов, учителей, которые готовили школьников к игре и, конечно же, самих старшеклассников за доставленное удовольствие.
– Ваши ответы, ребята, нас сегодня убедили в том, что вы знаете много, – отметила она. – Приятно осознавать, что у нас очень грамотная, любознательная и творческая молодёжь.
А судья ареопага Н.Е. Багаева пожелала школьникам быть «внимательными к русскому языку, любящими русский язык, видящими в нём не наказание, как в предмете, а счастье – говорить на нём, слышать, как говорят другие, понимать друг друга, потому что русский язык самый великий и могучий».