Смысл жизни
- Пойдёшь в педагогический, - сказала как отрезала директор кузнецкой школы Е.А.Кокташ.
Елена Андреевна, фронтовичка, потерявшая в войну всех близких и всю себя отдавшая воспитанию детей, каждого чувствовала тонко. Документы Татьяны направила в пензен-скую школу-интернат №2. И хотя в юношеской характеристике однажды было записано: "Говорит всё, что считает нужным, невзирая на возраст и должность", - что свидетельствовало о крайней принципиальности характера, уважаемые и любимые педагоги Римма Марковна Супрунюк, Зинаида Николаевна Шаблюк также видели в девушке задатки педагога. Не ошиблись.
В Покровскую Арчаду Т.В.Булгакова приехала вслед за мужем Александром, он родом из этих мест, а она иначе не могла. И никогда об этом не жалела, ведь именно благодаря надёжному домашнему тылу в лице супруга Татьяна Викторовна с огромной самоотдачей может руководить школой.
До П.Арчады были пять лет работы пионервожатой в пензенской школе №10. Одна тысяча семьсот учеников и многочисленные мероприятия, путешествия по городам страны, а в конце дня обязательно записать как и что сегодня было. Эта полезная привычка и полученный ценный организатор-ский опыт помогают и сегодня.
Татьяна Викторовна признаётся, получилось не всё и не сразу. Она до сих пор благодарна бывшему начальнику районо Л.А.Худовой за серьёзный разговор по поводу первого года работы в качестве заместителя по учебно-воспитательной работе. Но на то и настоящий учитель - он сам учится, переосмысливает, самосовершенствуется. Он способен осилить многое, если любит школу.
Высокая ответственность, неравнодушие, безусловная любовь к детям и уважение к коллективу, пожалуй, самые яркие отличительные черты директора Т.В.Булгаковой. И, может быть, кто-то из коллег порой сочтёт какие-то из управленческих решений жёсткими, все они направлены на повышение уровня образования и воспитания учащихся, профессионализма каждого учителя, на укрепление авторитета школы.
-Учёба по предметам всё-таки сложная работа и даётся отлично не всем, - говорит Татьяна Викторовна. - Поэтому учить надо по всем направлениям, привлекая детей к разнообразной общей деятельности: в делах они все на равных. И потом, что создают своими руками, уже не ломают. Человек может не помнить теорему, но однозначно - воспитание крайне важно, оно пройдёт через всю жизнь. Если он будет любить своих детей, будет хорошим семьянином - это уже немало.
Школьные дела здесь не сиюминутные, это целые проекты, часто требующие много сил и времени, с прицелом на будущее. "Тепличка" - собственноручно выращенные овощи удешевляют ученические обеды. "Рассада" - выращивают сами для теплицы и пришкольного участка, с запасом для реализации населению. "Дорога к школе" - как говорит директор, "дело вместе с отцами, дело ради детей". А также благоустраивают школьный двор, заботятся о безопасности, высаживают саженцы дуба, сосны и ясеня, выращивают саженцы каштана, благоустраивают памятники Герою Советского Союза Н.П.Драгунову, В.И.Ленину, "Скорбящая мать", участникам ВОВ в сёлах Ахматовка, Клеймёновка, Пустынь, Казанская Арчада.
Вам представляется, что Т.В.Булгакова только определяет что и кому сделать? Совсем не так. Татьяна Викторовна и сама сажает, поливает, пропалывает и даже косит ручной косой. В некоторой степени это для директора даже отдых, а во многом - воспитание собственным примером.
Вся прелесть работы учителя для Татьяны Викторовны в общении с детьми: "Радостно просто смотреть на них, они счастливые, чистые душой". О тех, кого принято называть трудными, она говорит ласково - ершистые. А почему они такие? Это их детский способ кричать взрослым, что у него не всё хорошо, плохо. Таким требуется элементарное доброе слово и внимание. И в любом деле эти ребята первые помощники.
...Когда дети разойдутся и разъедутся по домам, директор школы спокойно сядет за работу с отчётами. Т.В.Булгаковой это нетрудно, говорит, что в обязанностях руководителя это всегда присутствовало, просто в 90-е этому было послабление. А в обязанности учителя также с незапамятных времён входят внеурочные занятия как с одарёнными, так и со слабыми детьми. Понятия репетиторства в школе нет. Свой коллектив педагогов Татьяна Викторовна очень ценит за высокую степень служения делу образования и за то, что любую проблему здесь способны проговорить, а значит, решить, понять друг друга.
...Человеку свойственно меняться, становиться мудрее, терпимее, многое переосмысливать. Но с годами переставать мечтать. А это, убеждена Татьяна Викторовна, к большому сожалению. Она верит: мечты сбываются, и жизненный опыт это доказывает. Как вы думаете, какая она, мечта директора? Да самая "рабочая" - перекрыть на школе крышу.
Школа и смысл жизни - их уже у Татьяны Булгаковой не разделить.