Ростки трудолюбия
Общеобразовательное учреждение в этом селе расположено немного обособленно от жилого сектора, и кажется, что это такое замечательное школьное королевство. Только во главе не король, а большая труженица - директор Т.В.Булгакова. И чтобы "королевство" процветало, а здесь на самом деле очень хорошо, Татьяна Викторовна и весь коллектив прилагают огромные усилия. Пашут - в переносном и прямом смысле.
Помните время, когда в школах почти повсеместно появились теплицы? Идея была хорошей: экологически чистые овощи для своих столовых, снижение стоимости обедов для детей, знакомство ребят с направлением "агрономия". В большинстве учреждений теплиц уже не найдёте, потому что у кого-то в принципе дело не пошло, у кого-то они пришли в упадок и восстанавливать не берутся. В Покровской Арчаде напротив - свой опыт только приумножают и умеют на этом заработать, чтобы улучшать материально-техническую базу школы. В итоге за какой-либо финансовой помощью к родителям учащихся не обращаются, а комплексный горячий обед (с мясом в первом и втором блюдах) в школьной столовой стоит символические двадцать рублей.
Теплица площадью тридцать квадратных метров появилась на пришкольной территории благодаря победе в областном конкурсе бизнес-проектов в 2009 году. Проект покровскоарчадинской школы так и назывался "Школьная тепличка". Её и приобрели на сертификат в 50 тысяч рублей. Точнее, как рассказывает учитель иностранного языка И.В.Ядренцева, закупили листы поликарбоната, а мужчины педагогического коллектива их умело собрали в оранжерею. В ту же весну успели вырастить для пришкольного участка рассаду капусты и томатов. А так как территория учреждения всегда славилась обилием цветов, многие из них также стали выращивать рассадой.
В общем, со временем, в чём-то путём проб и ошибок, научились обеспечивать свою столовую помидорами, огурцами, сладким болгарским перцем, капустой, зеленью. Плюс к этому школа сама выращивает картофель, морковь и свёклу.
Видя, какой знатный урожай собирают учителя и ученики, сельчане стали спрашивать: "А нет ли у вас для нас лишней рассады?" Это стало толчком к рождению в школе нового, социального, проекта "Рассада - селу". Составляли, просчитывали всё очень серьёзно, даже провели опрос среди населения, чтобы определить реальную потребность в своей продукции. Оказалось, что практически девяносто процентов населения готовы приобретать рассаду овощей и цветов у школы. К слову сказать, "Рассада - селу" стал одним из самых лучших в областном конкурсе соцпроектов "Живи, село".
Задуманное удалось воплотить. В 2014 году реализовали 3343 штуки различной рассады на 16432 рубля, в 2015-м - 2702 на 20543 рубля. В прошлом сезоне - 2617 штук на сумму 15946 рублей. Некоторое уменьшение проданной рассады, по словам Ирины Васильевны, во многом связано с тем, что ранее купленные цветы люди в своих садах теперь развели и культивируют сами. Зато на овощную спрос стабильный.
Доход от общего труда идёт на нужды школы, в основном, конечно, хозяйственные. "Приобретали линолеум в школьный автобус, цемент, краску, - перечисляет Татьяна Викторовна Булгакова, - светильники для освещения территории, электроды, чтобы сваркой подремонтировать ограждение, гвозди, монтажную пену...". А ещё лопаты, поливочные шланги, укрывной материал и много чего, ведь теплица продолжает действовать, и земля при школе, как и ежегодно, будет обрабатываться и давать урожай.
Трудятся в тепличке все - и педагоги и дети, в том числе в пятой трудовой четверти, большую помощь оказывают техработники Наталья Николаевна Гришина, Татьяна Михайловна Пензяткинка и Ольга Николаевна Чекмарёва. Проходят здесь уроки технологии под руководством И.Н.Соиной.
-Земля в теплице с осени вскопана. К весне обязательно заботимся о накоплении в почве влаги - набрасываем туда снега, - рассказывает коллега Ирины Николаевны, учитель технологии Вильдан Камилович Макуев. - Много внимания уделяем выбору семян, используя только продуктивные сорта, как ранние, так и поздние, следим за новинками. И, разумеется, соблюдаем всю агротехнологию: полив, подкормка минеральными удобрениями, пропалывание, рыхление. Растениям вполне хватает естественного освещения.
Сейчас на части правой половины теплицы взошли малюсенькие росточки капусты, на левой - распикированная рассада сладкого перца, до этого набиравшая силу в стенах школы. Вскоре сюда высадят томаты.
Работа коллектива на пришкольной территории и в теплице не только ради необходимой прибыли, без неё, конечно, тоже приходилось бы туго. Эта деятельность в целом как одно из направлений по возрождению села. У ребят таким образом формируется активная жизненная позиция и предпринимательское мышление, понимание того, что в селе нужно и можно трудиться успешно, что профессии аграрной отрасли достойны уважения. По словам педагогов, большая часть выпускников этой школы поступает в сельскохозяйственный вуз.