Увлечения — основа эрудиции
Увлечений у Григория много, и каждому он отдается со всей серьезностью. «Когда я знакомлюсь с чем-то новым, хочется узнать все об этом, во всех подробностях. Так и появляются увлечения», — пояснил Гриша. А толчком к этому может стать любой разговор, событие или даже предмет. Так произошло, к примеру, когда старший брат мальчика, посетив Грецию, привез оттуда Грише в качестве сувенира несколько монет. Они и стали началом не только коллекции, но и серьезного изучения истории денег и иных платежных средств.
Как и всегда, Г. Пименов взялся за дело основательно: проштудировал тему по материалам из интернета и книгам. Самыми полезными из них, по словам шестиклассника, оказались два подробных справочника — «Монеты и банкноты России» и «Самые известные монеты и банкноты мира». Из них, в частности, лицеист узнал, что денежные знаки изучают сразу две науки: бумажные купюры — бонистика, а монеты — нумизматика. Освоив основы теоретических знаний, Гриша захотел своими глазами увидеть деньги других стран и ушедших в прошлое исторических периодов. «Прочитал, например, про водяные знаки на купюрах, разные шероховатости, препятствующие подделке, и стало интересно подержать их в руках, самому ощутить. А также увидеть, какие деньги были в ходу в СССР и еще раньше, при царе», — рассказал Григорий.
Вскоре об увлечении Гриши узнали знакомые, и многие из них стали приносить старые, вышедшие из употребления монеты и купюры, которые сохранились едва ли не в каждом доме. Казалось бы, откуда среди них взяться ценным для коллекционеров экземплярам. Однако, к радости юного нумизмата, такие все же нашлись. «Люди иногда сами не подозревают о ценности старых денег, лежащих у них где-нибудь в дальнем ящике, — поделился Гриша. — Так, в горстке монет, которые подарила мне бабушкина подруга, оказалась одна достаточно ценная и редкая — 2 копейки 1921 года чеканки, серебряная, 500-й пробы».
Сейчас в коллекции Григория Пименова, которую он пополнял не только случайными находками, но и целевыми заказами через интернет, собрано около 50 банкнот и более сотни монет разных стран и эпох. Самая старая из российских относится ко времени царствования Елизаветы Петровны — это медная «полушка» (то есть полкопейки) 1747 года. А среди зарубежных есть и вовсе древняя — монета Римской Империи V века нашей эры, тоже изготовленная из меди. Есть в собранной Гришей коллекции денежные знаки Польши, Испании, Франции, Германии, Греции, Италии, Венесуэлы, Египта, Уганды, Конго, Замбии, Зимбабве и других стран.
«Благодаря своему увлечению я узнал много интересных фактов, о которых даже не подозревал, — с искренним энтузиазмом рассказывает Гриша. — К примеру, что бывают монеты, изготовление которых обходится выше их номинальной стоимости. Таким был медный цент в США, и в связи с этим там вышел закон, что эти монеты нельзя сдавать в металлолом. Узнал я и о том, что у каждого из нас в кошельке может оказаться ценная монета. Ведь для этого ей не обязательно быть старинной. Современные монеты становятся раритетными, если при их изготовлении произошла какая-то ошибка, а такое случается. А ценность банкнот может зависеть даже от их номеров. Как известно, двух одинаковых номеров не бывает. А если попадается интересная комбинация цифр и букв, обладатель такой банкноты может разбогатеть. А ведь мы чаще всего даже не обращаем на это внимания! Интересно и то, что изображается на денежных знаках. У каждой страны свой подход к этому. Так, на части купюр Венесуэлы изображены исторические деятели этого государства, на других — животные. Из «звериной» серии в моей коллекции есть купюры с лягушкой, с попугаем. Африканские страны часто изображают слона. Египет ориентируется на свою древнюю богатую историю, помещая на денежные знаки фараонов, древние языческие храмы. В Европе чаще всего выбирают объекты культуры, также как и в России».
Изучая нумизматику и бонистику, Григорий Пименов освоил и основы смежных с ними областей знаний, таких, как экономика. Шестиклассник свободно разбирается в достаточно сложных понятиях этой науки, например, может подробно объяснить суть и механизмы инфляции. «Сейчас этот процесс наиболее ярко проявляется во Вьетнаме, — поясняет Гриша. — Деньги там настолько обесценились, что для того чтобы сходить в ларек за самым необходимым, нужно брать с собой чемодан денег, а для похода на ярмарку — целый самосвал. Узнал я и о том, что и в истории нашей страны бывали такие периоды — и после революции 1917 года, и в 1990-е. Скажем, у меня есть купюра 1923 года достоинством в 10 миллионов рублей, но купить на нее можно было немного. А «вырулить» сложную экономическую ситуацию тогда помог золотой червонец 1924 года, потому что золото сразу влияет на платежеспособность денег. В царские времена в России деньги были стабильными именно потому, что была полная обеспеченность их золотом. С бумажными купюрами можно было прийти в любой банк, и банкир обязан был обменять их на серебряные или золотые монеты по курсу».
О своей коллекции и полученных благодаря ее изучению интересных фактах Григорий может рассказывать часами, что еще раз подтверждает: любое серьезное увлечение — это верный путь к знаниям и эрудированности. Тем более это можно сказать и о еще одном увлечении мальчика — чтении. «Интересуюсь я многим, поэтому и книги читаю самые разные, — рассказал Гриша. — Но больше всего нравятся исторические, особенно — на военную тематику: о Первой мировой войне, о Великой Отечественной. Читаю мемуары о тех годах и событиях, причем не только наших военачальников, но и немецких генералов. Это ведь познавательно — взглянуть с точки зрения другой стороны, понять, как они видели нашу армию, оценивали наши способности. История гражданской войны тоже интересна, и тоже — взгляд на нее с разных точек зрения. Недавно прочел мемуары белогвардейского генерала Кислицына. А из книги «Белые командиры в гражданской войне» узнал, что в наших местах, оказывается, тоже шли сражения, и генерал Мамонтов объявил тогда Пензенскую губернию на военном положении. Не менее интересна и история правоохранительных органов в нашей стране, как они создавались. Об этом узнал из книг «От милиции к полиции» и «История российской полиции со времен создания Петром I до начала ХХ века». До этого даже не слышал о некоторых удивительных людях аналитического ума, раскрывавших нашумевшие преступления. Так, мало кто сейчас, к сожалению, вспомнит московского сыщика Аркадия Кошко, сумевшего вернуть бриллианты, украденные из иконы в Архангельском соборе. В революцию он эмигрировал, позже умер в изгнании, и теперь почти забыт. А ведь такие люди, как он, тоже делали нашу страну лучше».
А сравнительно недавно список увлечений Гриши Пименова пополнился еще одной областью знаний — историей искусства. Толчок этому дало посещение Пензенской художественной галереи им. Савицкого, где мальчик с восхищением рассматривал полотна известных отечественных и западных художников. Но самое большое впечатление на иссинского лицеиста произвела выставка современного российского художника Ильи Шадчнева «Мыслеформа». «Я не знаю, как называется стиль, в котором творит этот художник, — признался Григорий, — но его работы покоряют и буквально завораживают глубоким смыслом, который в них заложен. Например, картина с названием «Закон толпы». На ней через какой-то замок несется толпа людей. На их пути все рушится, они бегут в пропасть, но и не думают свернуть на другую дорогу, где пропасти нет. По этому пути пошел только один человек. Или еще одна картина, на которой человек с дубинкой крушит зеркало, и это символично показывает, что победить тяжелее всего самого себя». Посещение выставки и размышление над картинами понравившегося автора подтолкнули Григория к тому, чтобы начать узнавать больше и о других художниках, их произведениях, о том, какой смысл вложен в каждую из картин. И конечно, в этой сфере, как и во всех других, Гришу ждет немало увлекательных открытий.