Об экскурсии на место крушения царского экипажа
Напомним, в сентябре прошлого года на дороге Белинский - Кевда-Вершина - Сулак был открыт памятный знак на месте, где 181 год назад потерпел крушение экипаж русского царя Николая I. Этот исторический факт и лег в основу её проекта. Туристический маршрут рассчитан на полтора часа, начинается он от музея, расположенного в школе №2, до самого места крушения экипажа. Завершается экскурсия посещением музея В.Г.Белинского. На всем пути гид будет показывать все места, связанные с пребыванием русского самодержца в нашем уезде, а также исторические здания, сохранившиеся до наших дней, и рассказывать о них. Маршрут пролегает и через здание училища, где, собственно, и проживал царь. Экскурсия основывается на исторических документах и справках, повествующих о сем факте, а также изысканиях директора Белинского филиала Каменского техникума Вячеслава Гришакова, которые он изложил в своей работе «Как Чембар стал русской столицей». Научную новизну экскурсии придают и сведения о самом государе, которые стали известны Ксении Тикуновой от самих членов комиссии после завершения своего выступления.
- Вместе со своими научными руководителями Еленой Екимочкиной и Маргаритой Шутковой я приняла участие в разработке проекта туристического маршрута. Это помогло мне изучить все детали самого крушения экипажа, ну и, естественно, выступить достойно перед членами комиссии. Я впервые участвовала в конкурсе такого уровня. Членам жюри понравился наш проект, они даже поделились своими сведениями о характере царя. Преподнесенная информация касалась поведения царя во время самого крушения. Обычно при подобного рода катастрофах все внимание и помощь направляется высокопоставленному лицу, а здесь - наоборот. Никогда не думала, что император может быть добрым, справедливым и человечным. Я имею в виду простоту, внимание и другие качества обыкновенного человека. Если говорить вкратце о тех сведениях, которыми со мной поделились, то суть их заключается в том, что несмотря на сломанную ключицу, царь бросился помогать другим раненым.
Выступление Ксении Тикуновой отличалось не только серьёзным историческим материалом, но и литературным языком. По словам научных руководителей, работа над проектом началась пять лет назад, когда еще не было ни памятного знака, да и само место крушения точно не установлено. Пришлось вместе с членами клуба «Истоки» изучать старые карты, выезжать на гору.
- Раньше из Пензы до Тамбова добирались по другому маршруту, - рассказывает Маргарита Шуткова. - Оказалось, что сейчас по этой дороге дважды в день ездит наш школьный автобус со стороны Кевды и Сулака. Мы нашли место, где ранее был мост. Вместе с учителем географии Виктором Николаевичем Пушаниным ездили измерять гору, длина спуска которой составляет восемьсот метров, ползали там буквально на четвереньках. Рассмотрели ее и сверху, и снизу, в общем, пришли к мнению, что действительно, если сильно разогнать там лошадей и не тормозить, то неминуемо произойдёт трагедия, что, собственно, и случилось. Мы пересмотрели множество журналов, которые печатали хоть какую-то информацию об этом событии. Так что работа была проведена большая и кропотливая.
- Кроме того, что изучили воспоминания Бенкендорфа, пришлось переводить тексты на современный русский язык, - дополнила Елена Екимочкина. - С этого учебного года в девятом классе вводится новое задание в экзамен по русскому языку – это говорение. Тексты нашего проекта лягут в основу экзаменационных заданий. Тут мы уже выступаем как соавторы.
В завершение всего скажем, что на выступление участникам конкурса отводилось всего пять с половиной минут. За это время необходимо было раскрыть самые яркие моменты проекта, чтобы привлечь людей в наши красивейшие и богатейшие интересными историческими фактами места. Задача была выполнена. В скором времени начнет свою работу туристический маршрут. И первыми экскурсантами, конечно, станут учащиеся родной школы. Гиды – тоже ученики. Уже есть заявки и из школ соседних районов. Ну, что ж, пройдемся по Пензенскому краю!