День знаний в «Тарханах»
05.09.2018, РИА Пензенской области, Белинский район. Для учеников Лермонтовской средней школы первый урок в новом учебном году провели в Государственном музее-заповеднике «Тарханы».
«Мельничная азбука»
Учеников пятых-шестых классов сразу после торжественной линейки ждали... на мельнице. Экскурсовод Мария Фёдорова пригласила детей на интерактивное мероприятие и предложила не просто вспомнить алфавит, а узнать значение слов, многие из которых современным школьникам незнакомы. «Мельничная азбука» оказалась не всем по зубам: а – амбар, е – ендова, к – кокурка... Букву за буквой, где по наводящим вопросам, где по загадкам и ребусам, вписывали школьники с Марией Александровной в тарханскую азбуку. Узнали, чем отличается сито от решета, что такое ночва и как работали жернова.
Надо отдать должное сельским ребятишкам – часть слов они называли без подсказок. И это не удивительно: ведь на музейных уроках ребята бывают с первого класса, с бытом тарханских крестьян знакомы, как по амбару метут, по сусекам скребут, и сами могут рассказать. Занятие проходило не только на мельнице, но и в доме мельника. Каждый правильный ответ награждался жетоном, простой подсчёт которых в конце занятия выявил первого грамотея, получившего от музея грамоту – первый вклад в портфолио в этом учебном году.
О творчестве и вдохновении
Ученики 7-8 классов в роскошных интерьерах бальной залы в административном здании постигали основы стихосложения. Наука эта не всем даётся. Чем отличается поэтическое произведение от прозаического художественного текста того же содержания? Простое сравнение послужило отправной точкой урока. Учиться на стихах гениев можно и нужно. Светлана Максимова, которая вела урок, обратилась к творчеству Михаила Лермонтова и Сергея Есенина, хотя задачи научить «правильно писать стихи» перед собой, конечно, не ставила. Она обратила внимание школьников на основные принципы стихосложения, предостерегла от совершения типичных ошибок и на ярких примерах показала выразительность и эмоциональность поэтической речи.
Историческая реконструкция
А в доме ключника тем временем на глазах старшеклассников разворачивалось театрализованное представление.
«Тарханскую свадьбу» в исполнении фольклорного коллектива музея лучше один раз увидеть. Перед зрителями разыгрывается настоящий спектакль в несколько действий. Сватовство с последующим сговором родственников жениха и невесты, девичник, на котором от плача и горьких причитаний девушки переходят к песням и хороводам, выкуп невесты... Артисты неизменно убедительны каждый в своей роли, даже если это пятая свадьба, сыгранная ими на этой неделе. Такая самоотдача не может не находить отклик, и даже старшеклассники, которых вообще трудно удивить каким-либо зрелищем, на гаджеты не отвлекаются, а кто-то и вовсе снимает представление на встроенную в телефон камеру. Реконструированный обряд даёт яркое и наглядное представление о быте крестьян XIX века, позволяет сравнить, насколько изменились свадебные традиции с того времени.
Шах и мат – во весь рост
На площадке возле музейно-просветительского центра в этот день внимание интеллектуалов привлекли ростовые шахматы. Здесь состоялся шахматный турнир. Елена Макушина напомнила правила игры и, призвав на помощь монетку, разыграла право первого хода. Противостояние белых и черных фигур было недолгим, однако команда, игравшая белыми фигурами, смогла изменить исход партии, совершив рокировку. Капитану команды-победительницы также была вручена Почётная грамота на память о необычном шахматном сражении.
День знаний в «Тарханах» оказался насыщенным. Интересные интерактивные занятия и театрализованные представления примирили их зрителей и участников с тем, что новый учебный год начался в субботу. Такой старт непременно запомнится школьникам.