Алтын туй в Кутеевке
Исхак родился в 1938 году, а Бибинур – в 1944-м. Муж считает, что жена его намного моложе и потому называет её чаще просто Биби, жена же обращается к супругу только по имени. Оба коренные колхозники, так они себя сами называют, поскольку родители были колхозниками. Правда, отец у Бибинур был председателем сельсовета.
– Нам легче жить было, – улыбается она, – всё-таки местное начальство.
Семьи у обоих большие были. У Бибинур родители подняли на ноги семерых детей, а в семье Исхака подрастало четверо ребятишек. В колхозе оба работали со школьных лет. Вилы и лопата – основной инструмент. Такое было время, что в город-то просто так из села не уедешь, даже документы тогда не отдавали. Однако пошёл Исхак в армию и попал в Самарканд. И в то время там неспокойно было.
Правда, молодому человеку удалось освоить там вполне мирные профессии водителя и сварщика, которые впоследствии ему пригодились. Всю жизнь проработал он газоэлектросварщиком в колхозе.
– Было бы здоровье и молодые годы, можно и сейчас работать, – говорит Исхак. – Слышал, на Крымском мосту сварщики до полутора сотен тысяч рублей зарабатывали!
А тогда, после армии, в родном селе ему пришлось самому отстраивать дом. Отец рано умер, старшие дети к тому времени уже обзавелись семьями. Остались они вдвоём с матерью в маленьком старом домишке.
– Я мамин наследник, должен был строить дом, – говорит он.
Начал строить его с мыслью о том, чтоб привести туда молодую жену. Потихоньку-помаленьку, вечерами и выходными занимались они с матерью стройкой. А Бибинур успела окончить десять классов, работала в колхозе сначала на конопле. Потом была заведующей свинофермой, которая недолгое время просуществовала в татарском селе. Наконец устроилась продавцом в сельпо. Неподалёку от магазина была мастерская, в которой работал Исхак.
– Ходил в магазин, любовался на неё, – признаётся супруг, а супруга и бровью не ведёт.
– Не хотела замуж за него? – спрашиваю.
– Совсем молодая была, – скромно отвечает Бибинур.
– Раньше не гуляли, не общались молодые до свадьбы?
– Тогда было строже, письмами, записками перебрасывались иногда.
– А ещё у нас собирались вечерами в каком-нибудь доме, где много дочерей. Гармошка играла. Там и виделись.
Татарские народные песни – очень красивые, протяжные. Немало и весёлых. Недаром ведь говорится, что татарин без весёлой песни, как без тюбетейки.
– Я ей говорю на вечёрке: «Выходи за меня!» А она: «Не пойду!» «Убью! – говорю, – всё равно пойдёшь за меня!» Так и пришлось после идти на поклон к её отцу сначала моему брату, чтобы он нашёл общий язык. Отец хорошо принял.
– Без разрешения никто тогда не женился, – заметила Бибинур.
Затем был никях – официальная часть мусульманской свадьбы, одна из самых красивых традиций.
– Я лицо платком закрывала, как положено, – улыбается Бибинур.
– Мула наказывает молодым, чтобы они аккуратно жили, имели детей, никому вреда не делали, – говорит о традициях Исхак.
Привёл Исхак жену в дом. Всего несколько лет и порадовалась молодым его мать, а затем слегла, пришлось Бибинур долго ухаживать за свекровью. А к тому времени и внучок Ислям родился – единственный сын Кайбелевых. Бабушка очень радовалась внуку. Исхак трудился в колхозе, Бибинур работала директором Дома культуры. И ещё приметила я в доме особую чистоту, этому Исхака учила мать, «чтоб всё время чистился да гладился».
Сын Ислям рос послушным и ласковым на радость родителям. Сейчас имеет своё дело: выращивает на откорм лошадей и крупнорогатый скот, женат, живёт в Каменском сельмаше. Две внучки – особая гордость, обе умницы и красавицы. Старшая Юлия обучалась иностранным языкам, работает переводчиком. Вышла замуж за американца и живёт в Штатах, вторая внучка Диана заканчивает вуз.
– А татарский язык Юлия не забыла?
– Не забыла, очень чисто говорит!
Друзей у Кайбелевых много, это заметно по бокалам, что на нескольких подносах чисто вымытые на веранде стоят. Чаще других бывают Абдула Кочекаев, Равкат и Сания Кайбелевы. Вместе справляют и Курбан Байрам, и Рамадан, и другие даты. Бибинур с детских лет умела угощать гостей, поскольку к отцу часто приезжали из района, так что готовит она хорошо.
– Сын звонит каждый день, сноха Розалия тоже не забывает, а уж если кто из нас заболеет, то приезжают, помогают, внучки звонят, – наперебой говорят супруги.
– Когда приезжают в гости, я учу их правильно читать молитвы, – говорит Бибинур.
Мы ещё долго говорили о татарских национальных блюдах, особенностях стряпни. Необычным показался мне такой рецепт: лапша из пресного теста, приготовленная с катыком, кислым молоком, разбавленным кипячёной водой с солью, перцем и лавровым листом. А как уважительно муж относится к жене! В его голосе и ласковом сокращённом имени Биби чувствуется любовь. Вместе встретили, вместе и проводили, так радовались, будто только тебя и ждали. Вот она – народная культурная традиция.
Татьяна Степанова.