Поставил цель - добился!
В новом учебном году тренерско-преподавательский состав района пополнился новым дипломированным специалистом - им стал выпускник Института физической культуры и спорта Михаил Геннадьевич ГАВРИКОВ.
- Михаил, Ваш выбор - вернуться после окончания института на малую родину, прямо скажем, нетипичен для современной молодежи. Почему Вы решили жить и работать в Башмакове?
- Я, конечно, мог бы найти работу в Пензе, предложения мне поступали. Но, как выяснилось, городская суета не для меня, больше по душе сельская жизнь. Мне хотелось попробовать себя в самостоятельной тренерской работе, и здесь я такую возможность получил.
- Прежде чем поговорить о дне сегодняшнем, давайте вернемся на несколько лет назад. Можно сказать, что Ваша сегодняшняя работа родом из детства. Расскажите, как Вы пришли в спорт?
- В детстве я, как и многие дети, чем только не увлекался, и родители мне не препятствовали, скорее, поощряли. В первом классе поступил в музыкальную школу, учился по классу "баян". Но усидчивости мне не хватало, постепенно увлекся спортом. В начальных классах школы я с удовольствием занимался теннисом и даже получил разряд, волейболом.
Когда я учился в 4 классе, открылась секция вольной борьбы, как раз приехал профессиональный тренер Н. С. Дариги. Мама увидела объявление в газете, решили, что мне стоит попробовать. Я увлекся этим видом спорта, тренировок (а они, как правило, проходят во второй половине дня) ждал с нетерпением. Учебе в школе занятия спортом не мешали, скорее наоборот, они меня дисциплинировали. К тому же, Надырхан Сафарали строго следил за нашей успеваемостью. Да и многие родители напрямую связывают занятия в секции с успеваемостью. Выступал на соревнованиях по вольной и греко-римской борьбе в Иссе, Пензе, Кузнецке. Но самыми незабываемыми по накалу переживаний стали для меня первые соревнования после четырех месяцев обучения вольной борьбе, которые проходили в Башмакове. Я стал вторым в своей весовой категории. Первые соревнования, где происходит "обкатка", проходят обычно на родном ковре. Ребенок должен почувствовать дух борьбы, и в то же время, родные стены помогают. Тренер перед выходом на ковер дает наставления, как вести схватку, где можно "подышать", а где активизироваться. Главное - не травмироваться, предупреждал он. К тому времени я и мои сверстники уже имели представление о судействе, и это очень важно - юный спортсмен должен понимать, за что ему снимаются очки. В какой-то степени детский опыт помогает мне понять внутренние переживания моих сегодняшних воспитанников.
- В жизни и воспитании многих ребят Н. С. Дариги сыграл большую роль, а в судьбе некоторых, например, Вашей, даже определяющую: Вы выбрали профессию, связанную со спортом, близкую специализацию.
- Н. С. Дариги, безусловно, опытный профессионал, он умеет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а без этого в спорте нельзя. Изначально в каждом ребенке заложен потенциал, и задача педагога, тренера - его раскрыть. Тренер ставит себя на место родителей, и в первую очередь он озабочен здоровьем ребенка. В переходном возрасте детям требуется особое внимание: ребята чувствуют в себе силу, и ее надо направить в мирное русло. У нас не было ситуаций, когда борцы попадали бы в некрасивые истории. "Вы сильнее неподготовленных ребят, поэтому не должны применять знания приемов единоборств во вред окружающим", - постоянно внушал нам тренер. Занятия борьбой, и это мы усвоили, направлены, прежде всего, на самосовершенствование духа и тела, на укрепление здоровья. Полученные знания допустимы для самообороны в критических ситуациях, защиты близких. Наш тренер учил разрешать любой конфликт мирным путем, без применения физической силы. Занятия борьбой, отличная общая физическая подготовка многим моим товарищам пригодились на службе в армии.
В своей теперешней работе я многое использую из опыта Н. С. Дариги, всякий раз прошу у него совета и подсказки как у опытного тренера и мудрого человека - я еще молод, есть некоторые нюансы в работе с детьми.
Что же касается образования, я целенаправленно шел к своей мечте, поступил в Институт физической культуры и спорта ПГУ, выбрав специализацию "самбо", близкую к вольной борьбе, мне легко было перестроиться. Во время учебы участвовал в институтских соревнованиях, занимал 2-3 места по самбо. Выполнил нормативы кандидата в мастера спорта по армрестлингу. Армрестлинг был одним из видов физической подготовки во время занятий вольной борьбой в ДЮСШ. Во время перерывов мы подходили к столу и занимались, оставались с Н. С. Дариги после тренировок, и он показывал нам приемы, захваты. Мы выступали на соревнованиях по армрестлингу и даже в роли судей на соревнованиях в Пензе.
- Михаил, поделитесь первым впечатлением от работы тренером.
- Веду три группы вольников, две группы мальчиков и одну - девочек. Принимаются дети в возрасте от 8-9 лет. Дети абсолютно разные. Многих родители привели в секцию для укрепления общего здоровья, физической подготовки. Есть дети с избытком веса, плохой растяжкой, координацией - некоторые не могли выполнить простейшие физические упражнения, например, кувырок. Вольная борьба - уникальный вид спорта, который помогает решить многие проблемы со здоровьем, подтянуть общую физическую подготовку. Первые три месяца занятий направлены именно на укрепление мышц, суставов, практикуются специальные упражнения для шейного отдела позвоночника. И только потом ребята переходят к знакомству с базовыми приемами. Я работаю с октября месяца, и практически все дети, которые записались, посещают секцию.
Единственное пожелание - нужен большой зал, чтобы занятия проходили сразу на двух коврах. Это очень полезно в плане обмена опытом, чтобы младшие учились у старших, чтобы их мастерство стимулировало малышей заниматься. На тренировки приходят родители, друзья, а это дополнительная возможность привлечь к занятиям спортом большее число детей, сделать соревнования более массовыми и зрелищными.
У нас в Башмакове у детей есть выбор, каким видом спорта заниматься - плаванием, теннисом, легкой атлетикой, футболом, лыжами, борьбой. Работают профессиональные тренеры, есть у кого учиться.
- Каковы Ваши тренерские амбиции?
- Максимальная задача для любого тренера - укрепить и сохранить здоровье ребенка. Амбиции, конечно, есть. Сейчас я нахожусь только на первоначальном этапе. Чтобы вырастить спортсмена, нужны время и опыт. Нашим тренерам по силам подготовить спортсмена-перворазрядника.
- А как лично Вы поддерживаете спортивную форму?
- Каждое утро начинаю с пробежки. Прихожу в борцовский зал и занимаюсь вместе со старшими ребятами - полноценная тренировка.
- Михаил Геннадьевич, спасибо Вам за беседу и желаю Вам успехов на выбранном поприще.